Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

20 пожарных расчетов борются с огнем на улице Солнечной в Воронеже

Большинство воронежцев не готовы отказаться от наличных

Воронежцы не могут добиться расселение признанного опасным для проживания векового деревянного дома

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже на длинной рабочей неделе

Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

В Воронеже в выходные потеплеет до +27 градусов

Последствия падения БПЛА в Воронеже показали на фото. На месте работают специалисты.

Свет и воду отключили в двух районах Воронежа

В Воронеже сотрудница тренажёрного зала нашла подработку и потеряла 225 тысяч рублей

Поездка пенсионеров в воронежской маршрутке закончилась в больнице

В Воронеже начала обваливаться многоэтажка на Шишкова

Что делать при обнаружении упавшего БПЛА или его обломков, рассказал воронежцам губернатор

Мэр рассказал о последствиях ночной атаки БПЛА в Воронеже

Над Воронежской областью ночью сбили три метеозонда

Компании 4822

Трудности социализации

some alt text
Социальная адаптация людей с особенностями в развитии – вопрос, на который общество уже много лет не может найти единственно верный ответ, если он в принципе существует. Будем честны, методики, которая бы позволила человеку с тяжелым расстройством аутического спектра или синдромом Дауна не зависеть от окружающих не существует. Тем временем процент малышей с различными нарушениями неуклонно растет, бьют тревогу специалисты. Представители благотворительного фонда «Доброта» во главе со своим основателем, депутатом воронежской городской Думы Александром Жуковым побывали в коррекционной школе №31 для детей с ограниченными возможностями здоровья, где обсудили со специалистами технологии обучения и перспективы работы с особенными ребятами
 
Об индивидуально подходе к ученикам и специальных программах образования
 
– Образовательный процесс в нашей школе и ей подобным во многом зависит от того, какие к нам приходят дети,– рассказывает директор школы №31 Марина Новикова. –  Скажем, двадцать-тридцать лет назад здесь также учились ребята, отстающие в развитии, с аутизмом, синдромом Дауна и другими заболеваниями. Но их расстройства были проще: им легче давался учебный процесс, они быстрее социализировались, в конце-концов они были сильнее физически. Тогда в школе функционировали столярная мастерская, слесарная, швейная, – вспоминает Марина Ивановна. – Нам пришлось ликвидировать последнюю мастерскую два года назад, и переключиться на подготовку младшего обслуживающего персонала. Сегодня у нас учатся дети, среди которых подобные специальности не могут быть востребованы, а занятия на специальном оборудование для них – могут быть опасны.
 
 
Подобная тенденция связана не только с тем, что малышей с особенностями в развитии за последние годы стало больше. При чем существенно. Но и с тем, что из нормативных документов, которыми руководствуются представители учебных заведений, пропало понятие «необучаемости». Следуя логике законодателей, учиться в школе должен каждый ребенок, вне зависимости от степени тяжести его заболевания. А как он с этим будет справляться – это уже задача для педагогов. В некоторых случаях для ребят может быть предусмотрен «индивидуальный образовательный план», который позволяет немного корректировать процесс, подстраивать его под особенности ученика.
 
 
После этих нововведений воспитанников в коррекционных учреждениях прибавилось.  Сегодня в школе 160 учеников, 50 из них – на надомном обучении. При этом, сетуют представители учебного заведения, взять всех желающих они уже не в состоянии, места не хватает. 
 
В коррекционные школы детей направляет Департамент образования. Их решение основывается на заключении медико-психологической комиссии, в котором теперь прописывают не только диагноз, но и необходимое ребенку сопровождение, рекомендуемую учебную программу.
 
О призвание и профессии
 
Среди воспитанников учебного заведения ребята с умственной отсталостью, которая может сопровождаться ДЦП, нарушениями опорно-двигательной системы, расстройством аутического спектра, синдром Дауна и другими заболеваниями.  В классах бывает и 10, и 12 деток, к каждому из которых преподаватель обязан найти индивидуальный подход.
 
 
– Сейчас я пойду на урок в восьмой класс, где у меня 4 ученика, – рассказывает Марина Ивановна. – Ни один из них не говорит, не выходит на диалог. Но за время работы мы учимся понимать ребят. 
 
Например, один ребенок может выучить определение прилагательного, другой – только прочитать его, третий будет знать, но не скажет, потому что контакты с внешним миром отбирают слишком много энергии. Попадаются детки, которые не любят, чтобы до них дотрагивались, но и в одиночестве, в классной комнате во время перемены, их оставлять нельзя, кто-то очень легко впадает в состояние тревоги, другие практически не реагируют на то, что происходит вокруг. Подобная атмосфера давит психологически, поэтому многие молодые специалисты из коррекционных школ уходят. Если уж говорят, что работа учителя – это призвание, то работа с особенными детьми – настоящий подвиг.
 
– Изучение математики, русского языка или любых других наук  для нас не самоцель, – замечает Марина Ивановна. – Обучение в коррекционной школе – это прежде всего развитие высших психических функций ребенка: внимания, памяти, мышления, социальной адаптации (жизненной компетенции).
 
Поэтому помимо уроков, для ребят предусмотрена и внеучебная программа. Чаще всего ребят приводят в школу к половине девятого и находятся здесь до 3-4 часов дня. Сначала уроки: каждый по 40 минут, как и в обычной школе (от 3-4 для малышей и 6-7 для старшеклассников), после – реабилитационные занятия по ритмике и психо-коррекции, занятия с логопедом, с дефектологом, а еще кружки, на которых лепят из теста, учатся играть на ложках и собирать оригами. Время от времени готовятся к праздникам: учат песни, танцуют, кто как может.
 
 
– Я не могу сказать, что наши ребята совсем оторваны от мира. Мы проводим общешкольные мероприятия, на которые к нам приходят гости из дружественных учебных заведений (прим. ред. – и школьники, и студенты-волонтеры, и военные, и пенсионеры). Такие мероприятия очень способствуют социализации. И даже если ребенок находится на надомном обучение, и приходит только на такие праздники, это ему уже многое дает.
 
Не смотря на учебный план, который предполагает определенное количество учебных часов ( прим. ред. – кстати, равное как для надомников, так и для тех, кто посещает учебные заведения), для некоторых ребят такой график оказывается слишком напряженным – тогда занятость пересматривают: снимают некоторые уроки, меняют количество выходных.
 
О специалистах
 
Помимо постоянного присмотра педагогического коллектива, некоторым воспитанникам коррекционных школ необходимо постоянное сопровождение тьютора (от англ. – наставник, помощник) или ассистента-помощника. Такие специалисты находятся с ребенком на протяжение всего его пребывания в школе: сидят рядом на уроках, помогают в столовой, следят на переменах. У одного тьютора может быть до пяти подопечных.
 
– Здесь довольно сложная ситуация, – признается Марина Ивановна. – К тьютору предъявляются серьезные квалификационные требования: это должен быть человек с высшим образованием и двумя годами педагогического стажа. Находиться в школе нужно практически весь день, а зарплата при этом –не большая. Вы сами понимаете, что с такими условиями труда очереди из желающих у нас нет. 
 
Вот и приходится преподавателю брать на себя дополнительные обязанности: не потому что надо, а исключительно по доброте душевной. Волонтеры тоже помогают, но к их выбору в школе подходят с осторожностью. Добровольцы не несут ответственности за детей, и, надо признать, чаще всего не имеют необходимой квалификации. 
 
О перспективах и необходимостях
 
Благодаря поддержке благотворительных фондов, общественных организаций и правительственных программ (прим. ред. – наиболее заметная в последние годы «Доступная среда»), школы и реабилитационные центры региона относительно укомплектованы. Только относительно: где-то не хватает специализированного оборудования, где-то специалистов, где-то банального ремонта.
 
 
Сотрудники признаются: нет единения в системе. Психологи перекладывают ответственность на преподавателей, и так далее, конструктивный диалог и поддержка подчас отсутствуют.
 
При этом от сплоченной работы людей, задействованных в сфере, зависит жизнь маленьких подопечных. При относительно серьезных нарушениях говорить о полном выздоровление не приходится. Остается не опускать руки и делать все возможное, чтобы не произошло регресса (а такое случается, в подростковом возрасте или при сильных потрясениях, даже при смене привычной обстановки).
 
– Ко мне недавно обратилась мать-одиночка из Ростова-на-Дону. У нее 9-летняя девочка с тяжелыми нарушениями. Так вот, мама услышала, что в Воронеже есть коррекционная школа, которая использует какие-то специальные методики работы с аутистами, и уже собралась переезжать. Она все спрашивала меня «Ну она ведь заговорит?»
 
Люди, долгое время работающие в этой сфере знают, что чудес не бывает. При постоянных занятиях, при должном уровне реабилитации, при поддержке близких людей можно справиться с нарушениями только до определенного уровня. А это значит, что методики адаптации и социализации, система обучения для особенных ребят, должны совершенствоваться. И важен здесь опыт не только соседних регионов, но и других стран, считает основатель фонда «Доброта» Александр Жуков. Только вместе мы сможем добиться существенного прогресса.