Порядка 120 человек приняли участие в публичных слушаниях, прошедших сегодня, 14 марта, в Доме архитектора. Они касались дальнейшей судьбы участка яблоневого сада. Несмотря на то, что мероприятие вызвало большой ажиотаж среди горожан, только единицы высказались против предложения властей.
Темой обсуждения стал перевод участка, распложенного на Московском проспекте, 142в, из земель сельскохозяйственного использования в зону многофункциональной общественно-деловой застройки, а также изменение его границ и границ соседней зоны зеленых насаждений специального назначения для включения территории в состав зоны объектов дошкольного и школьного образования («О5»). Речь идет об участке площадью 24 га, ограниченном улицей Ломоносова, Московским проспектом, улицами Академика Гмелина и Академика Конопатова.
Сейчас эта территория занята яблоневым садом, она находится рядом с ПЖСК «Учитель», новостройками компании «К.И.Т.», небольшим участком, засаженным хвойными деревьями, и автодорогами. В будущем на месте старых деревьев планируется строительство самой большой в Воронеже школы – на 2750 мест, детского сада на 620 человек, школы искусств и спортивной академии с семью бассейнами. Для каждого объекта будут предусмотрены парковки по системе «Kiss&Drive» (в переводе – «поцеловал и уехал»), то есть места, где родители смогут высадить своих детей, и поехать дальше, не создавая пробок.
Эти планы не могут быть реализованы, пока территория относится к вышеупомянутым зонам и является федеральной собственностью. Государство согласилось передать участок муниципалитету на условии, что зона получит новый статус – «О5», который запрещает любое жилищное строительство, возведение многофункциональных центров, гостиниц и магазинов.
Обсуждая изменения, необходимые для внесения в Генеральный план, большинство участников слушаний высказались «за». Практически каждый из них пожаловался на нехватку школ и детских садов в быстро развивающемся районе. Многим приходится возить детей за несколько километров от дома. Одной из женщин даже пришлось уволиться с работы, чтобы внучка могла получать образование в заведении, расположенном возле ВГТУ. А мать 3-летнего малыша выставила квартиру на продажу только потому, что в районе нет детских садов.
Среди аргументов «за» также были сообщения об ужасном состоянии яблоневого сада. По словам местных жителей, здесь много мусора, в том числе из-за любителей выпить и поесть шашлыки на природе. Гулять там опасно – можно встретить наркоманов, грабителей или маньяков.
Выступавший на публичных слушаниях заведующий кафедрой экологии, защиты леса и лесного охотоведения ВГЛУ, доктор биологических наук, профессор Николай Харченко заявил, что он не голосует ни «за», ни «против», но, по его мнению, сад уже не спасти:
– В этом году саду исполняется 65 лет. Срок жизни яблони при этом в среднем – от 60 до 70 лет. В конце 80-х-начале 90-х надо было потихонечку сад «ремонтировать». Но, видимо, у сельскохозяйственного университета не было на это средств. Сегодня все деревья находятся на этапе конца жизни: кроны разваливаются, сердцевина гниет, от некоторых осталась только корневая поросль. Как о саде, говорить об этом объекте уже не приходится. Это практически дровяной склад. Новый сад посадить здесь невозможно – есть такое понятие как «усталость почвы». Вновь посаженные яблони попросту засохнут. Несмотря на то, что мое сердце тоже болит – живу рядом, я все же скажу: в современном сельскохозяйственном состоянии этот объект сохранять просто нельзя. То, что мы сейчас называем садом, это как старый автомобиль, брошенный во дворе: он уже гнилой, никогда не поедет, но он, вроде бы, автомобиль.
Среди выступавших «против» была городская активистка Нина Борщевская. Она попросила собравшихся поблагодарить общественников, спасших зеленую зону от застройки несколько лет назад, и заявила, что против возведения социальных объектов на территории яблоневого сада.
– Посмотрите, что творится в городе. Онкология поголовная! А вы хотите, чтобы все застроили. Вы лучше обращайтесь к застройщикам! Прежде чем делать дома-небоскребы, пусть они сначала планировку сделают, предусмотрят садики и стоянки машин. Почему вы им не говорите, чтобы они строили садики там, где положено? – возмутилась Нина Борщевская. – Лично я хочу парковую зону, чтобы можно было дышать свежим воздухом!
Не поддержали инициативу городских властей еще три человека. Они уверены, что на территории площадью 24 гектара вместо обещанных социальных объектов вырастут многоэтажки. Горожане заявили, что в Воронеже есть несколько примеров таких ситуаций. Однако вице-мэр по градостроительству Виктор Владимиров заверил, что этого не произойдет:
– Принципиальная позиция при передаче этого земельного участка от Росимущества муниципалитету состоит в том, что на участке не должно быть жилой застройки. Поэтому мы разработали специальную зону «О5», которая не позволяет ничему, кроме социальных объектов, появиться на этом месте. Жители Воронежа имеют право опасаться, но, надеюсь, что мы эти опасения развеем.
Также Виктор Владимиров прокомментировал слова жителей улицы Ломоносова – многие из них, выступая на публичных слушаниях, сказали, что строительство только одной школы проблему нехватки мест в общеобразовательных учреждениях района не решит.
– Сейчас у нас строится школа №105 на 1100 мест в микрорайоне «Олимпийский». Возможно, по факту там будет обучаться и больше человек. Дети из ближних домов переместятся из заведения на улице Ломоносова в эту школу, что в значительной степени улучшит ситуацию. Когда появится школа на 2750 мест, и произойдет миграция потоков детей, я уверен, проблема будет решена, – заявил Виктор Владимиров.
Когда именно будет построена школа, пока точно не известно. По предварительным данным, первый камень учреждения может быть заложен уже в 2020 году. Как пояснил чиновник, сроки зависят от финансов. Мэрия рассчитывает получить средства из федерального бюджета, так как за счет муниципальной казны построить школу будет нереально – стоимость объекта сейчас оценивается более чем в 2 млрд рублей.