День будет интересным. Во-первых, в отличии от предшествующих двух суток, наконец, обойдется без провокационных ситуаций, а во-вторых, сегодня ваша жизнь непременно изменится в каком-либо аспекте
Летом 2013 года в районе Масловки стояла невыносимая едкая вонь. Казалось, что здесь умерло стадо слонов. Но причина была не в смерти млекопитающих, а в гибели простейших организмов – сине-зелёных водорослей. Впрочем, их разлагающаяся масса была соразмерна по весу стаду слонов – не одна тонна.
Масловский затон в августе 2013 года (крутите панораму "мышкой").
Слоем зелёной гниющей жижи, покрытой красно-фиолетовыми корками, затон, который находится в верховье Воронежского водохранилища почти у самой плотины, покрылся буквально за несколько дней. Произошло это в середине августа.
Мёртвая щука в Масловском затоне летом 2013 года.
Погибла рыба, мелкие птицы и даже домашний кот: зверь жил в доме, который находится непосредственно на берегу затона. Хозяин обратился к ветеринарам, и они установили, что котяра умер от ожога дыхательных путей.
У берегов уже образуется густая зеленая жижа с корками, слоем плёнки затон покрыт на одну треть.
Масловский затон 22 июля 2015 года.
Сейчас вода в затоне начинает становиться густой от водорослей, как и в 2013 году. Местами образуются корки. Запах пока несильный, но уже хорошо уловимы нотки аромата лета 2013 года.
Засыхающие корки водорослей рядом с берегом. Масловский затон 22 июля 2015 года.
Почему затон загнил
Бурный рост сине-зелёных водорослей в Масловском затоне в 2013 году экологи объяснили сильными дождями и перепадами температуры, малой глубиной и слабой проточностью затона. Выход из него перегорожен дамбой с протокой 20-30 метров.
Протока дамбы Масловского затона 22 июля 2015 года.
Ливни смыли с берега много органики, которая питательна для водорослей. В затон впадает река Тавровка. На её берегу есть небольшой посёлок Совхоз Зареченский. Из домов посёлка в реку сбрасывались канализационные воды.
Канализационный ручей в посёлке Совхоз Зареченский. Лето 2013 года.
Канализация, по словам местных жителей, выведена в реку из некоторых домов Масловки. Перепады температур с прохлады на жару дали толчок к бурному росту водорослей в этом питательном бульоне. Потом водоросли начали умирать и разлагаться.
Канализационный сток в реку Тавроска в посёлке Совхоз Зареченский. Лето 2013 года.
Так как дышать жителям Масловки было нечем, они начали обращаться во все инстанции, требовать от власти каких-либо действий. Губернатор дал поручение подготовить предложения по проведению комплексного обследования Масловского затона и составить проектно-сметную документацию на проведение гидромеханизированных работ для предотвращения подобных ситуаций в дальнейшем.
К осени водоросли перестали бурно размножаться и легли на дно. Проблема перестала быть актуальной. Как говорят жители Масловки, никаких работ в затоне ни в 2013, ни в 2015 году не проводилось. Единственное, что было сделано – прекратили сброс канализации в реку из домов посёлка Зареченский, направили его в накопительные баки, которые регулярно откачиваются. Ещё прокопали траншею от Масловской промзоны к реке Тавровке, сказав, что это старое русло реки. Но жители посёлка считают, что это сделано для того, чтобы спускать сточные воды заводов.
Ожидалось, что картина может повториться и на следующий год. Но этого не произошло. Скорее всего, не совпали погодные факторы, благоприятные для роста водорослей.
Масловский затон в начале сентября 2014 года.
– Может, в прошлом году не было бурного роста и из-за того, что у водорослей есть циклы. Один год они развиваются бурно, в другой не так активно, – поясняет гидробиолог, старший научный сотрудник заповедника «Белогорье» Алла СИЛИНА, которая занималась проблемой затона в 2013 году.
Кто к нам принёс эту заразу
Сине-зелёные водоросли присутствуют в любом водоёме, но проявляют себя так ярко там, где есть проблемы с экологическим балансом. Масловский затон явно нездоров с его низкой проточностью, малой глубиной и стоками от жилых домов. К тому же есть предположение, что в нём поселились чужие для нашей полосы водоросли.
Корка из водорослей в Масловском затоне 22 июля 2015 года.
Как рассказывает гидробиолог Алла СИЛИНА, в ВГУ изучили состав сине-зелёных водорослей из Масловского затона.
– Вместе с обычным для нашего региона видом сине-зелёных водорослей в образцах были обнаружены водоросли, характерные для Азии, – поясняет Алла Силина.
Есть два предположения, каким образом они попали к нам. Это моги сделать перелётные птицы на своих перьях и лапах. Водоросли могли попасть к нам и по реке Воронеж из Матырского водохранилища в Липецкой области. Несколько лет назад там проводился эксперимент по очистке водохранилища водорослью хлорелла. Считается, что её массовый запуск в водоём может дать благоприятный экологический эффект. В Липецке использовали штамм хлореллы из Таджикистана. Но даже в лабораторных условиях крайне сложно выделить чистый штамм и размножить именно эту водоросль без других её собратьев. По реке эти "азиаты" дошли до нас. Почувствовав благоприятную почву в Масловском затоне, они начали бурно размножаться.
Образование корок из водорослей в Масловском затоне 22 июля 2015 года.
Водохранилище – это Масловский затон большего размера
Летом 2014 года такая же зловонная гуща, как и в Масловке, появилась у моста ВОГРЭС со стороны правого берега. Запах был очень сильный. Пассажиры общественного транспорта буквально задыхались, если на дамбе моста образовывалась пробка и автобусы стояли в ней.
У моста ВОГРЭС с правого берега есть затон. Он появился, когда намывали берег вдоль набережной. Эту территорию оставили, так как под водой проходит старый канализационный коллектор. Он бы не выдержал давления многометрового слоя песка.
Затон у моста Вогрэс в сентябре 2014 года.
Образовался совершенно непроточный и мелкий затон. В него есть выход ливневой канализации с улиц 20-летия Октября и Выборгской. Через коллектор в воду попадает много смытой с улиц органики. Не исключено, что в коллектор есть врезы бытовой канализации. По крайней мере, во время объезда водохранилища при подготовке публикации мы нашли врезы с другой стороны моста на другом выпуске.
Ситуация очень схожа с той, которую мы наблюдаем в Масловском затоне. Поэтому в прошлом году здесь и обосновались водоросли. Сейчас вода здесь ярко-зелёная, но она пока не начала густеть, корок на поверхности нет. Загниёт ли затон в Масловке и у моста ВОГРЭС, будет видно уже через несколько недель.
Затон у моста Вогрэс 16 июля 2015 года.
Как кормят водоросли
Таких застойных мест, как у дамбы моста ВОГРЭС, на водохранилище немало. Предотвратить бурное размножение водорослей, а также ликвидировать уже появившиеся очаги в них сложно. В прошлом году в департаменте экологии нам пояснили, что с поверхности воды можно собрать только зловонную засыхающую корку, а способа очистки воды от массы водорослей просто нет.
На конференции «Приоритетные направления экологической реабилитации Воронежского водохранилища» в 2012 году обсуждался вопрос борьбы с водорослями. В одном из докладов было сказано, что механические способы слишком трудоёмки, фильтры слишком быстро будут забиваться. Химический способ малоэффективен, так как водоросли устойчивы к ядам. Единственный способ избавится от водорослей – это лишить их пищи и создать течение.
Затон у моста Вогрэс в сентябре 2014 года.
На территории города есть порядка 70 выпусков ливневки. Ежегодно в водохранилище поступает от 150 до 230 миллионов кубометров сточных вод. Только 76 миллионов кубометров - с очистных сооружений, а остальное - дождевая и талая вода поверхностного стока и ливневых канализаций, чему водоросли и рады. Объём стока примерно равен объёму самого водохранилища.
Как будут решать проблему
В прошлом году департамент экологии подвёл итоги Международного конкурса «Воронежское море», на котором были представлены проекты реабилитации водохранилища. Победителями стали проекты испанской компании Ecosistema Urbano и голландской компании MLA+. После объявления победителей конкурса в СМИ и презентации проектов губернатор дал поручение создать проектную документацию, которая позволит разработать план конкретных действий по реновации водохранилища. Больше эта тема в СМИ не обсуждалась.
Водоросли окрашивают прибрежную растительность. Масловский затон 22 июля 2015 года.
Редакция портала 36on.ru готовит запросы в правительство области и администрацию города с просьбой рассказать о том, что конкретно будут делать с водохранилищем и Масловским затоном, каким образом планируется «перестать кормить» водоросли, в какие сроки это будет сделано и во сколько обойдётся бюджету.
Лебеди среди экологической катастрофы
В эпицентре экологической катастрофы затона в 2013 году оказалась семья лебедей. Пережила она эти страшные месяцы только благодаря стараниям одного из жителей Масловки. Лебеди питаются подводной и прибрежной растительностью, червячками и жучками со дна. Растительность в воде из-за толстого слоя гниющих водорослей на поверхности начала погибать, лебедям стало всё сложнее найти себе пропитание. Житель Масловки Николай Кучин по нескольку раз в день на лодке выходил в затон и кормил птиц батонами.
У пары лебедей, которых он прозвал Макс и Машка, в тот год было семь птенцов. Кормление семьи было ужасным зрелищем. Птицы поднимали хлеб из зеленой жижи, их клювы, шеи и крылья были перепачканы водорослями. Поев, птицы ухолили в гнездо и долго чистили перья.
Кормление лебедей в 2014 году, когда вода в затоне была хорошей.
Осенью один из птенцов заболел. Перестал питаться, а потом выходить со стаей из гнезда на воду и подплывать к лодке. Лёг и спрятал голову под крыло. Николай забрал птенца домой. Ветеринар обнаружил на животе птицы огромную дыру. В те дни родители учили птенцов летать. Как предполагает Николай, птица могла наткнуться на корягу при посадке на воду. Спасти молодого лебедя не удалось.
Лебеди перенесли экологическую катастрофу. С первыми морозами семья отправилась на Юг.