Трек «Воронеж − рулит», появившийся на просторах Интернета несколько лет назад, известен и любим не только в столице Черноземья, но и далеко за ее пределами. Мы поговорили с автором песни Стасом Гришиным о том, зачем писать гимн города, стоит ли самоучке пробиваться на сцену и как совмещать благотворительность с музыкой
Стас известен в Воронеже в первую очередь как человек, сочинивший песню, которая быстро завоевала статус неофициального гимна города. Как выяснилось, «Воронеж − рулит» знают не только в столице Черноземья, но и далеко за ее пределами.
− У меня есть друг-таксист, который не так давно ездил в Северодвинск на подработку. Попросил перед отъездом скинуть ему пару моих песен на телефон. Прошел год. Друг уже вернулся, приступил к своей обычной работе. Вез как-то из аэропорта гостя с севера. У того начинает звонить телефон, а на звонке – «Воронеж – рулит!», которым он когда-то поделился с друзьями.
В обычной жизни Станислав – фрилансер, занимается созданием и продвижением сайтов. Говорит, что для работы ему нужен ноутбук и подключение к интернету, все остальное – не важно. Но основная деятельность музыканта-самоучки – благотворительность.
− В качестве общественной нагрузки я руковожу Благотворительным Фондом «ВМЕСТЕ». Еще в начале нулевых мы с друзьями-единомышленниками начали оплачивать детские операции и делать другие добрые дела. Иногда получалось до 10-15 операций в год. Со временем набрались в этом деле опыта, появилась определенная репутация и мы решили основать фонд. «ВМЕСТЕ» существует с 2010 года.
Гришин говорит, что работа – это всего лишь зарабатывание денег, а фонд – дело его жизни. Ну а музыка, она, как говориться «строить и жить помогает».
− Гитару мне на 15-летие подарила бабушка, − улыбается музыкант. – Она играла на гитаре и пела романсы. Решила и меня приобщить к этому занятию. С тех пор началась самая большая любовь в моей жизни.
Писать Станислав начал еще в школе. Рассказывает, что его учительницей по литературе была Надежда Гавриловна − дочь нашего знаменитого земляка писателя Гавриила Троепольского. Она не только упорно будила в учениках тягу к поэзии, но и помогала обрести уверенность в себе.
− Никто изначально не верит в самого себя. Это приходит с опытом. Одно дело уметь неплохо рифмовать, и совсем другое – понимать, что у тебя есть талант, определенный уровень мастерства. Она порой собирала весь класс, сажала меня на свое место и говорила: «Станислав, ну-ка почитай нам что-нибудь свое». Ну, я и читал.
А потом и музыка подтянулась. В школе у Стаса с друзьями была своя рок-группа «Граммофон». На протяжении трех лет ребята устраивали квартирники, выступали на школьных праздниках.
− Мы тогда играли пост-панк. Это были классные времена, когда в Воронеже играли такие команды как «Молотов коктейль», «Выход», «Рок-Полиция».
Со временем группа распалась, появились другие заботы: в лихие 90-е нужно было зарабатывать деньги, − признается Стас.
− Лет пять я, наверное, вообще ничего не писал. У меня тогда еще гитара сломалась, и никак руки не доходили отвезти ее к мастеру. Да и мысли были о другом. А потом я задумался над тем, что у меня нет полноценного хобби, которое сможет по-настоящему увлечь. Я люблю стендовую стрельбу, когда-то занимался хоккеем, а творческого хобби нет. Душа-то тоже требует внимания. И я вспомнил, что неплохо пишу песни. Поехал, купил себе классную гитару. И наконец-то решил воплотить в жизнь идею, которую вынашивал уже несколько лет.
А мечтой была песня о родном и любимом городе. Не давала покоя мысль, что о Москве десятки отличных песен написаны, о Питере – еще больше (Шевчук и Розенбаум не теряли времени даром), а ассоциировался максимум с «Сектором газа».
− Песня не должна быть написана, она должна родиться, − считает музыкант-самоучка. – У нее должна быть душа. Я вынашивал эту идею несколько лет. Решил, что буду писать песню о воронежцах. Потому что город самим собой делают не столько достопримечательности, сколько его жители. Если сейчас воронежцев и нью-йоркцев поменять местами, то Воронеж окажется именно там, где будут его жители. Просто это будет Нью-Воронеж.
Впрочем, Гришин признается, что «Воронеж − рулит» − не совсем форматная для него вещь и порой бывает немного досадно, что творчество ассоциируется только с одной песней.
− Я пишу о чувствах, об отношениях между людьми, о жизни, вере, о личных переживаниях. Но я понимал, что песня про наш город должна быть максимально простой и понятной, я бы даже сказал родной. Чтоб ее могла молодежь на гитарах играть во дворах. Песня ведь пишется не для музыкальных критиков, а для обычных людей.
В итоге стихи к песне были написаны за полчаса.
− Но в песне все-таки главное музыка, это ведь музыкальное произведение. К примеру, когда я написал музыку к моей последней работе «Алые паруса» я сразу понял, что песня должна быть о школе.
− Я посвящаю ее не только нынешним выпускникам, но и всем, кто когда-то заканчивал школу. Кто помнит эти чувства, всю эту романтику. Думаю, что мы будем петь ее в Кремле на главном выпускном страны.
− Есть предложения?
− Еще нет, но как только она дойдет до нужных ушей, предложения появятся. Она же вообще стопроцентная, беспроигрышный вариант. Я очень доволен тем, что получилось в итоге.
О музыкальной карьере Станислав, кажется, начал задумываться только сейчас. По несколько часов в день репетирует, повышает навыки. Правда признается, что дома петь неудобно: соседям мешать не хочется. Поэтому сейчас музыкант ищет место для репетиций, где можно было бы петь в полный голос. Стас сотрудничает с молодым аранжировщиком Александром Колесниковым.
− Я не профессионал, и, конечно же, я играю далеко не так, как слышу песню в голове. Но талантливый аранжировщик способен сделать из песни хит, который будут узнавать с первых двух нот. Думаю, что у нас с Александром неплохо получается. В Воронеже много рокеров, рэперов, ди-джеев, а у меня совсем другой формат − у меня здесь конкурентов практически нет. Ниша пустая.
Конечно, признается, работы еще много.
− Я ведь не артист, даже совсем не умею танцевать. Мне проще петь в узком кругу, под гитару. А публике хочется крутых аранжировок. Чтобы я пел не под гитару, а под минус. Мне пока комфортнее держать в руках гитару, а не микрофон. Хотя я довольно часто выступаю. Вот буквально на прошлой неделе с благотворительным фондом ездили в пункт временного размещения беженцев, поздравляли ребят с Днем защиты детей. Как и любой автор, я ценю любую возможность работать с аудиторией.
Не исключает музыкант и возможность отправиться на музыкальный проект.
− Я недавно смотрел «Голос». Мама дорогая! Такие самородки. Настоящие артисты! Я придерживаюсь мнения, что все хорошее – как трава из-под асфальта – найдет дорогу и пробьется. Ведь вот Игорь Растеряев – спел одну песню под гармошку, и его музыка нашла своих слушателей. Специально я не планирую, но готов буду поехать на какой-нибудь музыкальный проект, если это поможет раскрутке фонда.
В ближайшее время Стас планирует собрать вокруг себя музыкантов, записать сборник, начать выступать с коллективом. Автор говорит, что сейчас в его копилке больше 200 песен – многие работы были написаны еще в школе.
Есть еще более глобальные идеи.
− Хочу опубликовать открытое письмо губернатору. Мне кажется, у нас в городе не хватает своего ежегодного масштабного водного шоу, своих «Алых парусов», как в Питере. Такая шикарная акватория в центре миллионника, исторический парусник есть, дело-то за малым. И приурочить это все можно, как и в северной столице, к выпускным. В Воронеже много молодых талантливых ребят, им нужно только предложить поучаствовать в подготовке, немного помочь в организационном плане и со средствами, и они вам такое классное шоу придумают и проведут! Федеральные каналы приедут, на всю Россию покажут. У воронежцев будет еще один повод для гордости.
Фотографии из личного архива Стаса Гришина