Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

Интервью 25835

Художник Олег Савостюк: «Я почувствовал в митрополите великое духовное начало»

some alt text
88-летний московский художник Олег Савостюк привез в Воронеж выставку под названием «Париж». Олег Михайлович воронежцам известен в первую очередь как автор портрета Алексея Гордеева. Главная часть экспозиции располагается в художественной галерее «НЕФТА», остальные работы можно увидеть в Воронежском художественном училище.
 
 
 
В этот раз Олег Михайлович привез свои живописные работы, в основном ― парижские пейзажи, соединившие детские фантазии, окутанный романтизмом Нотр-дам и взгляд москвича. Хотя не обошлось и без парижанок, поразивших художника. О том, почему так вдохновляет Париж, часто ли он рисовал воронежцев и над какой картиной сейчас работает художник, Олег Михайлович рассказал 36on.ru.
 
 
«Стать героем моего портрета может далеко не каждый»
 
― Почему Париж?
 
― Как ни странно, Париж я начал рисовать с детства, не имея представления о том, что когда-то могу в нем оказаться. В то время думать о том, что кто-то из нас выедет за границу. У моих родителей была хорошая библиотека: то ли на меня повлияли книги с иллюстрациями, то ли репродукции французских художников, то ли еще что-то, но это создало некую отправную точку. Сложно объяснить почему, я рисовал Париж по-своему. Но, как оказалось, очень похоже.
 
― В экспозиции представлены в основном пейзажи, и всего лишь несколько портретов. Вам не нравится рисовать людей?
 
― Почему же, я писал француженок, но эти работы хранятся в частных коллекциях. И два портрета я привез на выставку в Воронеж: один в «НЕФТУ», другой можно увидеть в художественном училище. Я не часто выставляю портреты, потому что стать настоящим героем моего портрета может далеко не каждый.
 
― Что нужно сделать, чтобы вы захотели написать портрет того или иного человека?
 
― Что нужно сделать?..  Да как сказать. Для этого нужно обладать сходством со мной. Не внешним, конечно. Пока я не знаю человека, я не берусь за портрет. Я считаю, что нужны какие-то внутренние интриги, чтобы показать это сходство ― с моим настроением как художника. Еще важно, чтобы человек чуть вписывался в мою манеру живописи. У меня есть определенный ― не хочется говорить «прием» ― точка отсчета. Поэтому если человек вписывается в это, тогда он становится предметом изображения.
 
 
 
«Гордеев ― просто честный человек, который мучается своим делом»
 
― Часто политики «вписываются» в вашу манеру живописи?
 
― Не очень, хотя политиков я рисовал. Ленина, например. И считаю, что делал это совершенно искренне. Я вообще ни разу не рисовал ничего конъюнктурного. Плакаты с Лениным, кстати, у меня находятся во многих иностранных музеях, в частности в Лондоне, Токио, городах Болгарии. И в Третьяковской галерее. Но чаще я пишу деятелей культуры: Майю Плисецкую, Святослава Бэлзу, Юрия Григоровича и его жену Наташу Бессмертнову, Зураба Церетелли.
 
― Вы хорошо знаете Алексея Гордеева или он просто «вписался» в вашу манеру живописи?
 
― Я регулярно принимаю государственные экзамены в Воронежском художественном училище, приезжаю в Воронеж с выставками. Так получилось, что я сблизился с семьей губернатора. Естественно, на почве изобразительного искусства. Наши точки соприкосновения сошлись. Я почувствовал в Алексее Васильевиче того человека, руководителя, которого я представляю себе в роли спасителя России, фигурально выражаясь. Он просто честный человек, который мучается своим делом, преодолевает препятствия. Поэтому я решил написать его портрет. И Татьяны Александровны (Гордеевой ― прим. авт.) тоже. Еще одно обстоятельство, которое нас объединяет, выяснилось гораздо позже. Он закончил Московский институт инженеров транспорта, в котором я два года проучился. Потом бросил ― стал художником. Я считаю, все эти знакомства не случайны, они от Бога. Так что портрет я писал не ради конъюнктуры. Мне как художнику захотелось сделать это.
 
― Алексею Васильевичу портрет понравился?
 
― Я боялся, что он будет возражать против моей художественной трактовки. Я дрожал как осиновый лист, когда губернатор приехал смотреть на свой портрет. Точнее, я пригласил его, чтобы закончить картину, на что губернатор мне ответил: «Не трогайте больше ничего».
 
 
― Вы рисовали не с натуры?
 
― Таких людей загружать, заставлять их позировать ― не простое дело. Когда у него расписан каждый день по минутам. Да мне он и не нужен был: я уже сообразил, как все сделать. Я очень много наблюдал его, делал маленькие набросочки. И за то, что он и его жена приняли мое творчество, я был им очень благодарен. Знаете, это так редко в наше время. Это показывает их высокий культурный образовательный уровень.
 
 
«В русском государстве религия всегда шла рядом с политикой»
 
― Мне показалось, стиль, в котором выполнен Алексей Гордеев, имеет черты плакатности.
 
― Это скорее перекличка с нашим русским художником Кустодиевым, который использовал «декоративные» элементы. Хотя соглашусь, есть и плакатные черты: в жизни я много занимался этим жанром. В портрете Гордеева есть некая условность, которая выводит человека из бытового в символическое. А символ требует определенных художественных приемов. Иначе получится, что идет он по бульвару без шапки ― это смешно, так не бывает.
 
― Символ ― это Конституция в руках?
 
― В том числе. Конституция ― это символ государственности. Театр ― потому что Гордеев его фактически возобновил. Самолет ― потому что он летает на нем в Москву. Владимирский храм на заднем фоне ― потому что Алексей Васильевич очень много уделил внимания его восстановлению.
 
― Интересное сочетание светской власти и православия...
 
― Я считаю, в русском государстве религия всегда шла рядом с политикой. Есть некие незыблемые законы, тенденции, которые спасали всегда нашу Россию. Что Александр Невский, что Дмитрий Донской прежде всего поехали к Сергию Радонежскому, чтобы попросить благословения перед битвой. Даже Сталин в Великую Отечественную войну разрешил нашим офицеров ходить в церковь. Поэтому религия ― часть нашей жизни. Политика ― это хорошо, но без духовного начала жить нельзя.
 
 
― Вы человек воцерковленный?
 
― Я к религии отношусь как к жизненному кредо, а не как к догме: недаром Христос изгнал фарисеев из храма. Суть важнее внешних обстоятельств. И если я не хожу долго в церковь, это не значит, что я предал Бога. Я из старинной, патриархальной, религиозной семьи. У меня все были преданы вере, дружили со священниками, рискуя, между прочим, своим служебным положением. Крестили меня по-настоящему: месяца в два-три, а не в 93 года, как некоторых крестят сейчас.
 
 
«Это будет третий портрет значительных людей Воронежа»
 
― Вы писали когда-нибудь портреты других воронежцев?
 
― Братьев Бубновых ― воронежских бизнесменов.
 
― Почему вы выбрали их?
 
― Я с ними знаком хорошо. Я написал их на фоне старинного, дореволюционного Воронежа. Они все стоят в картузах, жилеточках, как раньше носили. Такой вот собирательный образ новых бизнесменов в неразрывной связи со стариной. Сейчас эта картина находится у них в частном собрании. Еще я писал художников училища: Ирину Токареву, Дмитрия Савенкова. Сейчас я работаю над портретом митрополита Сергия.
 
― Все-таки это не слухи?
 
― Нет, и портрет у меня почти готов, между прочим. Митрополит Сергий обещал мне попозировать, пока я здесь. Это будет третий портрет значительных людей Воронежа.
 
― Что вас объединяет с митрополитом?
 
― Я почувствовал в нем великое духовное начало. Я знаю о нем многое: это удивительно порядочный, умный, честный человек с очень большой культурой. Он очень хорошо разбирается в живописи в частности. И я хочу сделать его, конечно, тоже в своем стиле ― а этого он боится. Он думает, что я сейчас чего-нибудь «начудю». А это будет такой портрет, который будет и декоративно, то есть в художественном смысле, красивый.
 
― То есть портрет Митрополита будет уместен на экспозиции в музее?
 
― Надо, чтобы он сначала получился. Я не уверен, что портрет целиком ему понравится, потому что он сделан не в церковных, мной очень уважаемых традициях. Но я не могу по-другому писать. Поэтому если он пойдет на компромисс, то есть его представление как митрополита и мое как художника сойдутся, тогда получится идеальный вариант. Если его устроит, наверно, он возьмет к себе. Если картина понравится только мне как художнику, то тогда, наверно, выставлю ее в галерее. Но я никогда не обижаюсь, если кому-то не нравится написанный мной портрет: у каждого есть право принять или не принять мою работу.