В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

20 пожарных расчетов борются с огнем на улице Солнечной в Воронеже

Большинство воронежцев не готовы отказаться от наличных

Воронежцы не могут добиться расселение признанного опасным для проживания векового деревянного дома

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже на длинной рабочей неделе

Интервью 9403

История российского флага

История появления российского флага до сих пор ясна не до конца. Существуют несколько версий, ни одна из которых не дает однозначного ответа на вопрос о причинах выбора цветов государственного триколора. В 2014 году в Воронеже была опубликована одна из семиотических гипотез появления флага. Мы попросили автора, Андрея Ивановича Лазарева рассказать о результатах исследовательских работ автора сборника эссе о государственной и региональной символике. 
 
 

- Как Вам пришла идея взяться за изучение этого вопроса?

- Главным образом благодаря старинному и многими теперь забытому воронежскому журналу «Филологические записки». Несколько лет назад, размышляя над историей происхождения российского триколора, я обнаружил в журнале Хованского статью одного из самых ярких российских языковедов XIX века  Викентия Шерцля, чеха по происхождению, работавшего всю жизнь в российских университетах. Его статью «О названии цветов» можно без преувеличения почитать самым выдающимся научным трудом, посвященным хроматической номенклатуре или, говоря по-русски, названиям цветов. Важность этого труда для развития языка можно сравнить с открытием Исаака Ньютона такого явления, как разложение белого света в цветовую гамму. Шерцль выяснил, что до начала XVIII века даже очень образованные люди не имели понятия ни о семицветной радуге, ни о семицветной палитре. До этого времени радуга представлялась всему культурному индоевропейскому миру созданной только из трех цветов, об этом сообщают многие средневековые источники. Скандинавская Эдда прямо называла радугу мостом, крепко созданным из трех цветов. О «Народных поэтических представлениях радуги» подробно писал в «Филологических записках» наш знаменитый земляк, сказочник А.Н. Афанасьев.
 
 
- Получается, что основной источниковой базой стал наш воронежский журнал?

- Не только, но, по большому счету, очень много интересного было обнаружено именно там: Афанасьев подробно описал фольклорные, поэтические легенды, Шерцль дал четкое научное представление о принципах названий цветов; нужно было только структурировать эту информацию, добавив еще сведения из духовной, христианской культуры. Тогда меня сильно увлекла идея  структуры источников русской культуры, в целом.
Здесь можно выделить две основные части: народную (индоевропейскую) и церковную (христианскую). Надо сказать, в таком формате вопрос появления флага никто не рассматривал, поэтому было интересно и актуально в этом разобраться, выявить народное влияние и церковное; ведь, повторюсь, с этими двумя архиважными традициями связана вся история российской государственности.
 
 
- Что больше всего привлекло Ваше внимание в ходе исследований?

- Многие исследователи допускают одну очень грубую методологическую ошибку: пытаются смотреть в прошлое прямо из настоящего, не обращая внимания на условия, современные рассматриваемым событиям. Это чаще всего вносит искажения в результаты. А для того чтобы правильно объяснить те или иные события необходимо брать во внимание «дух времени». Например, решение о цветах флага принимал отец Петра I, царь Алексей Михайлович, он был в гораздо большей степени религиозный человек, чем его просвещенный сын. Тогда мировоззрение было христианским в принципе, оно господствовало во всей Европе. В те времена в России  не сформировалось мнение о Солнце, как о центре планетарной системы, тогда вселенским христианским центром была Земля.

- Если я не ошибаюсь, то идея солнечной системы в XVII веке еще не вполне сложилась?

- Совершенно верно, ведь совсем незадолго до рассматриваемых событий за высказывание подобных мыслей в "прогрессивной" Европе был осужден Галлилео Галлилей. В 1667 году, когда был издан указ о флаге, Ньютон еще не начинал своих работ по дисперсии света. Есть свидетельства, что только несколько десятилетий спустя Петр I был посвящен в тамплиерские тайны света и цветов. Вот такие были актуальные условия.
Разумеется, тогда все мыслительные концепты соответствовали христианским идеям. Резонно предположить, что эти идеи оказали влияние и на выбор набожного царя. Как выяснилось в ходе исследований в религиозном направлении, причины выбора цветов российского триколора имеют очень глубокие, ветхозаветные корни: красный и синий – это сокровенные цвета покрова для Ковчега Завета (Исх. 25:5), а в Новозаветной традиции красный и синий – это обычные иконографические цвета одеяний Спасителя. Но самым большим удивлением для меня стала картинка на обложке французской рукописной Библии XIV века из сборника символов и эмблем: на ней изображен Иисус Христос, сидящийна трехцветной радуге, точно повторяющей цвета российского триколора. 
 
 
 
 
 
 
- По-моему, речь идет еще о временах, предшествующих пророчествам Нострадамуса?

- Да, правильно, это было раньше… Так вот, после этой находки как раз и сложилась гипотетическая картина: в христианской традиции, радуга – трех-или семицветная, – есть знамение Ноева завета. Здесь надо заметить, что «радуга» современных нам гендерных меньшинств состоит только из шести цветов, правда многие этого не знают, не обращают внимания на детали...
Тогда как с другой стороны наблюдается тенденция подмены понятий: особенно изобретательные головы пытаются приспособить базовые культурные принципы под свои прихоти. Вот эта христианская составляющая была для меня настоящим открытием. Хотя, стоит признаться, что труды Афанасьева и Шерцля также были «тайнами за семью печатями». Что касается этих трудов, то особенно интересно, что все они были опубликованы только в нашем воронежском журнале. Может быть, статья Афанасьева где-то и кем-то переиздавалась, а Шерцля – точно нет. Я думаю, что информацию о связи библейских тайн с российским флагом можно было обнаружить только в очень узком кругу лиц, хотя она и представляется очень любопытной для многих россиян. Поэтому и появилось желание написать об этом специальный сборник. 
 
 
- Как Вы думаете, кому может быть интересны Ваши наблюдения?

- Думаю, что такие вопросы должны интересовать каждого гражданина, особенно тех, кто претендует на адекватные представления о российской культуре, её истоках. Кстати сказать, одним из мотивов  написания этих статей стала образовательная и просветительская идея: оказалось, что на примере только государственного флага можно составить достаточно простую и понятную структуру представлений о ключевых вопросах национальной и гражданской идентификации. Эти вещи не мешало бы знать каждому, кто мнит себя знатоком российской церковной и народной традиции. Такие культурные ориентиры очень важны в наше время для людей,«живущих в ситуации ускользающих ценностей» и уставших от «отсутствия стабильной системы координат». К тому же существует реальная проблема: многие люди не могут точно указать порядок и расположение полос, иногда случаются казусы и в официальных мероприятиях. По-хорошему, такие вещи должен знать каждый гражданин, это позволит повысить общий культурный уровень россиян.
 
 
- Я надеюсь, что это не все секреты, которые Вам удалось раскрыть в ходе исследований?

- Конечно, нет! Особенно увлекательным  для меня было уяснить разницу между геральдическими и народными названиями цветов. В геральдике есть свои строгие правила, свои строго определенные цвета и их названия: алый, лазурь, белый. Тогда как в новом законе о флаге появились «народные», а не оригинальные названия: бело-сине-красный – «бесик», но эта аббревиатура – веяние нового времени, имеющее мало общего с оригинальными смыслами. Много интересного можно сказатьеще и о форме флага,  создающей целую философию, а также  и о гербах –  о государственном, и о нашем региональном; их тоже интересно рассматривать как сведѐние народных и христианских представлений к одному символу, такой подход дает много увлекательнейших открытий. Но это уже другая история, к другому празднику. 
 

Автор: Дмитрий Венцов, «Фонд Хованского»