Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

В Воронеже в выходные потеплеет до +27 градусов

Последствия падения БПЛА в Воронеже показали на фото. На месте работают специалисты.

Свет и воду отключили в двух районах Воронежа

В Воронеже сотрудница тренажёрного зала нашла подработку и потеряла 225 тысяч рублей

Поездка пенсионеров в воронежской маршрутке закончилась в больнице

В Воронеже начала обваливаться многоэтажка на Шишкова

Что делать при обнаружении упавшего БПЛА или его обломков, рассказал воронежцам губернатор

Мэр рассказал о последствиях ночной атаки БПЛА в Воронеже

Над Воронежской областью ночью сбили три метеозонда

Полиция нашла воронежца, убравшего заграждение на дамбе Чернавского моста

На двух воронежских улицах приостановят подачу воды 18 апреля

Почти у половины автобусов в Воронеже истекут сроки эксплуатации в 2025 году

Мэр пригласил воронежцев проголосовать за объекты благоустройства

 

Стало известно о новых выделенных полосах в 2024 году в Воронеже
 

О тревожных сиренах сообщили жители Советского района Воронежа

Экс-главу Россошанского района отказались выпускать из СИЗО

Прыгнул под колеса: фура сбила мужчину на воронежской дороге
 

Шесть воронежских маршрутов временно изменят схемы движения

 

Двое сирот не могут получить жильё и ютятся в квартире с бабушкой в Воронежской области
 

Десять бывших мигрантов заключили контракт с Минобороны в Воронежской области

День сегодня, наперекор ретромеркурию, будет довольно позитивным. Лишь под вечер в пространстве появится энергия конфликтов.

Пытавшегося поджечь избирательный участок воронежец получил 140 часов обязательных работ

Интервью 9876

В Париже открылась персональная выставка воронежского художника


Арсений Жиляев: «Выставляться в музее – очень неблагодарное занятие» 
 
19 января в парижском центре Kadist Art Foundation открылась персональная выставка художника из Воронежа Арсения Жиляева под названием «М.И.Р.: Новые пути в сторону объектов». Для самого художника эта парижская выставка – уже третья по счету. Сегодня, 31 января в 19.00 в ВЦСИ все желающие могут прийти на встречу художником, где он расскажет о парижской выставке и ответит на интересующие вопросы. Перед встречей корреспондент 36on.ru побеседовал с Арсением о том, почему главные персонажи французской выставки – Владимир Путин и Саша Грей, а главный ее экспонат – фрагмент Челябинского метеорита. 
 
 
- Арсений, эта парижская выставка для тебя уже третья по счету. Расскажи, как у тебя возникла ее идея и почему выбор снова пал на Париж? 
 
 
- Действительно, эта выставка во Франции для меня уже не первая и не вторая. Первая была в Лионе. Это был совместный проект с Государственным центре современного искусства. Второй раз, в 2010 году, я участвовал в выставке «Урок истории», которая проходила в одном из престижных парижских арт-центров «Palais de Tokyo». Курировал ее Иосиф Бакштейн. Еще одна выставка проходила в парижском пригороде Ле-Кремлен-Бисетр в рамках фестиваля российской культуры «Русенко» (RussenKo).
 
Это был масштабный проект, в котором участвовали не только художники, но и такие писатели, как Владимир Сорокин, Захар Прилепин, Людмила Улицкая. Куратором фестиваля был искусствовед, арт-критик Николя Одюро. Там я впервые выставлял спящего рабочего, который потом «перекочевал» в Третьяковскую галерею. Эта парижская выставка – уже третья по счету. 
 
Идеи для выставок ко мне приходят спонтанно. У меня есть специальный чулан идей, где хранятся так сказать полуфабрикаты будущих выставок, которые потом «обрастают плотью». Некоторые «выстреливают» сразу, некоторые висят по несколько лет. Идея последней выставки появилась за несколько месяцев до того момента, когда «Кадист Фондейшн» пригласили меня поучаствовать в конкурсе на резиденцию. Это был закрытый конкурс среди художников, чьи работы есть в их коллекции. Я выиграл конкурс, получил возможность три месяца готовить эту выставку и, в конце концов, ее открыть.
 
- В чем отличия французского арт-рынка от российского? 
 
- «Кадист» - это некоммерческая организация. Наоборот, это фонд и коллекция с филиалом в Париже и Сан-Франциско, поддерживающее критическое и зачастую социально ответственное искусство. У них нет цели заработка, наоборот, они помогают некоммерческим проектам быть увиденными. Но, если говорить об арт-рынке, то, безусловно, придется признать, что России далеко до Франции, хотя Париж не входит в число мировых столиц современного искусства. Даже бельгийский Брюссель сегодня считается более модной точкой притяжения. Про Берлин, Лондон и Нью-Йорк и говорить не буду. Но, тем не менее, в Париже очень активная художественная и интеллектуальная жизнь. Много экспериментальных галерей, много интересных центров современного искусства. Я за свои три месяца толком не успел даже все посмотреть. 
 
 
- Интересуются ли французы современным российским искусством?
 
- Я бы не сказал, что есть какой-то особый интерес. Скорее, наоборот. Я был первым российским  художником, которого показали в пространстве «Кадист». Есть пара галерей, специализирующихся на России, но не более того. Скорее, есть интерес к восточному блоку в целом, к советскому прошлому, но к России в ее современном виде, боюсь, что нет. 
 
- Где тебе нравится выставляться больше – в Европе или в Москве?
 
- В последнее время в основном я выставляюсь в Европе - в Москве в силу разных причин это сделать трудно. С одной стороны, на то есть политические причины. Политика музеев с приходом министра культуры Мединского и изменением курса культурной политики обострилась, музеи более пристально следят за контентом и делают ставку на кондовый патриотизм. С одной стороны, они пытаются гнаться за инновациями, а с другой, - сильно боятся. Как показал мой опыт работы в историко-мемориальном музее «Пресня», музеи очень консервативны. К сожалению, сегодня выставляться в музеях – очень неблагодарное занятие. Мы потратили несколько лет жизни на работу с музеем, которая впоследствии была перечеркнута в один момент пресловутым страхом и самоцензурой руководства.
 
С другой стороны, есть причины, связанные с арт-системой в целом. В Москве не так много мест, где можно выставляться. С российскими галеристами я не работаю, остаются только нон-профитные пространства. Они хороши, но это больше подходит для совсем молодых художников или групповых выставок, чем для более идейных композиций.
 
В то же время у меня есть возможность делать проекты на Западе, но это в основном пока что групповые выставки. В последние годы 60-70 процентов моих выставок были именно в Европе. Сначала - в Швеции, в годы моей учебы в Гётеборгском университете. Потом – в Турине, Венеции, Лондоне. В России в прошлом году было всего две выставки: одна – в Третьяковской галерее. Вторая выставка, посвященная политизированному активистскому искусству, проходила на «Фабрике». 
 
 
- В 2009 году в воронежской галере Х.Л.А.М. проходила твоя выставка «Новый музей революции». В Москве была выставка «Музей пролетарской культуры». На этот раз ты представил воображаемый музей истории России в будущем. Есть ли между ними связь? Почему тебя заинтересовала идея будущего?
 
- У меня большая часть проектов по форме являются музеями. Мне нравится работать с потенциальной историей будущего, по-новому смотреть на настоящее, разбирать возможные альтернативы в прошлом. Потом музей, как мне кажется, особенно музей нехудожественного профиля, наследует авангардный импульс преодоления границ искусства. Он зависает где-то между профессиональным искусством, наукой и повседневностью. Это позволяет уходить от жанровых оков внутри современного искусства. Выставка «М.И.Р.» – критическое размышление-фантазия, воображаемый музей будущего, в котором главный художник и перформер – Владимир Путин. 
 
- Аббревиатура «М.И.Р.» в названии нынешней выставки расшифровывается еще как «Музей истории России». В связи с этим, по какому принципу ты строил выставочное пространство? 
 
- Выставка состоит из трех залов, каждый из которых маркирован своим цветом, соответствующим цветам российского флага. Первый зал – красный. Он посвящен религии Челябинского метеорита, и это реплика в сторону потока околонаучного безумия, которое льется из общественных телеканалов в режиме рассуждения об инопланетянах, о посланиях из космоса, об оживших богах, которые перемешиваются с научными теориями. Это медийный интеллектуальный фон, в котором живет большая часть России. Он выражает картину полного распада причинно-следственных связей. Это мифологическое мышление, которое, к сожалению, хорошо ложится на нашу политическую реальность, представляющую собой полную деградацию, распад рациональной логики. Например, всем очевидно, что после документально зафиксированных фактов преступлений, взяточничества и др. чиновники покидают свои политические посты. Но в России этого не происходит. Причина и следствие не связаны друг с другом. Что получается в итоге? Симптоматическое психологическое «вытеснение». В выставке эта ситуация доводится до абсурда, мы показываем новую религию – религию Челябинского метеорита и реальный метеорит. 
 
- А что можно увидеть в синем зале?
 
- Синий зал – зал современной и народной культуры. В нем представлена ретроспектива Владимира Путина как художника за последние 20 лет. Этот зал посвящен размышлению о судьбе современного искусства и постмодернистских попытках его преодолеть через консерватизм. Консерватизм, который все равно считается продуктом современности и еще одной формой существования contemporary art. Путин предлагает новую повестку современного искусства, которое связано с переосмыслением механизмов его работы и говорит о том, что единственное реальное изменение, которое может произойти в современном искусстве,- отказ от изменений. В зале можно ознакомиться с ранними работами Путина (например, картина «Узор на зимнем окне»), его политическими перформансами, видеоработами, перформативными объектами. В перформансах он выступает последователем Олега Кулика, который работает с проблемой постгуманизма, ищет новой человечности. Путин исследует животных – как они влияют на своих хозяев - политических руководителей. Или «Путин с человеческим лицом» – где он рискнул проехать на автомобиле «Лада Калина» по Сибири. Эта же «Лада Калина» фигурирует в интервью Саши Грей, которая представлена новым комиссаром народной культуры. 
 
 
- Почему основные персонажи «М.И.Р.а» - Владимир Путин и порноактриса Саша Грей? 
 
- Я много работаю с народным искусством в его самых разных проявления. Владимир Владимирович и Саша - герои современного фольклора, мемы, которых объединяют какая-то надчеловеческая уверенность в собственных силах, даже героизм, а также попытки поддержать российский автопром. Все эти вещи нашли отражения в современной народной культуре, собственно, об этом и зал, где они соседствуют. 
 
- Страшно представить, что видит зритель в белом зале…
 
- Белый зал посвящен современному урбанизму и архитектуре. В нем – архитектурный проект паркового комплекса живых скульптур под названием «Битва на Болотной». Он посвящен защитникам государственности и новым экологическим стандартам возведения парков. Проект представляет собой заболоченную территорию Болотной площади, на которой выстроен комплекс зданий. Они одновременно являются площадками для гигантских биороботов, которые в режиме живых скульптур «реконструируют» разные героические моменты событий на Болотной площади. Также в качестве живых скульптур используются обычные люди. Третья комната представляет собой гибрид из либеральных инициатив московских властей (типа строительства по-европейски удобных московских парков) и идеи патриотического музея, который показывает славные вещи нашей российской истории. 
 
- Очень недалеко от правды. Какова же была реакция французской публики?
 

- Как мне показалось, французам очень понравилось. Но, мне хочется надеяться, профессионального зрителя, прежде всего, привлекает инновационность структуры проекта. В нем заложена радикальная критика современного искусства, и хотя бы в режиме мыслительного эксперимента предлагается поразмышлять о возможных альтернативах.


Беседовала Анастасия Сарма