Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

В Воронеже в выходные потеплеет до +27 градусов

Последствия падения БПЛА в Воронеже показали на фото. На месте работают специалисты.

Свет и воду отключили в двух районах Воронежа

В Воронеже сотрудница тренажёрного зала нашла подработку и потеряла 225 тысяч рублей

Поездка пенсионеров в воронежской маршрутке закончилась в больнице

В Воронеже начала обваливаться многоэтажка на Шишкова

Что делать при обнаружении упавшего БПЛА или его обломков, рассказал воронежцам губернатор

Мэр рассказал о последствиях ночной атаки БПЛА в Воронеже

Над Воронежской областью ночью сбили три метеозонда

Полиция нашла воронежца, убравшего заграждение на дамбе Чернавского моста

На двух воронежских улицах приостановят подачу воды 18 апреля

Почти у половины автобусов в Воронеже истекут сроки эксплуатации в 2025 году

Мэр пригласил воронежцев проголосовать за объекты благоустройства

 

Стало известно о новых выделенных полосах в 2024 году в Воронеже
 

О тревожных сиренах сообщили жители Советского района Воронежа

Экс-главу Россошанского района отказались выпускать из СИЗО

Прыгнул под колеса: фура сбила мужчину на воронежской дороге
 

Шесть воронежских маршрутов временно изменят схемы движения

 

Двое сирот не могут получить жильё и ютятся в квартире с бабушкой в Воронежской области
 

Десять бывших мигрантов заключили контракт с Минобороны в Воронежской области

День сегодня, наперекор ретромеркурию, будет довольно позитивным. Лишь под вечер в пространстве появится энергия конфликтов.

Пытавшегося поджечь избирательный участок воронежец получил 140 часов обязательных работ

Интервью 8277

Культуролог Евгений Барабанов: «Важно осознать свою самобытность»


После публикации доклада «Воронежский пульс» многие, относящие себя к участникам культурного процесса в регионе успели высказать (в прессе и соцсетях) свои представления о должном и необходимом в искусстве, а также о месте Воронежской области на арт-карте страны. Минувшем летом, на молодежном творческом лагере «Культпоход» журналисту 36on.ru удалось побеседовать на сходные темы с искусствоведом Евгением Барабановым, руководителем Отдела образовательных программ Государственного центра современного искусства (Москва).
 
 
- Евгений Викторович, в последние годы вы приняли участие в нескольких масштабных культурных проектах в разных регионах, расположенных в разных федеральных округах – от Краснодара до Перми. Насколько по-разному в них встречают современное искусство и как к нему относятся?
 
Я побывал в разных регионах России и обнаружил одно, общее для всех. Один из двух типов сознания. Первый - представление себя провинцией по отношению к какому-либо центру: Москве, Европе, Америке и т. д. И это всегда ущербное сознание. «Мы в провинции, настоящая жизнь где-то там». Другая позиция, другой тип сознания, который мне ближе, интереснее — это осознание себя как регион-носитель некой культуры самобытности. Хотя я боюсь произносить такие высокие слова или попадать в славянофильские почвеннические контексты
 
Речь идет о своеобразии, которое характерно для этого региона: уклад, традиции, уже сложившиеся отношения между людьми, система ценностей, которые обретают свою энергетическую плотность. Мало-помалу, это региональное самосознание, не то, чтобы превращается в миссию, но там появляется чувство достоинства. Иногда оно даже превращается в местное самодовольство, теряет способность сравнивать одно с другим, различать, более трезво смотреть.
 
И каждый раз это позитивное региональное самосознание оказывается полезным и плодотворным именно для столицы. Столица в этом смысле - мощный пылесос, который высасывает все из провинции и превращает в потребительский товар для себя. Такое отношение очень часто ломает людей которые приезжают в столицу из регионов, превращает их в нечто среднее. Только очень большие и сильные художники могут выстоять в столице, в столичном мире, я не раз в этом убеждался. Приезжали чрезвычайно интересные художники, скажем, с юга России, потом превращались просто в банальных концептуалистов, которых теперь просто невозможно с увеличительным стеклом найти на этой сцене. А были невероятно интересные художники, но не попали в мейнстрим, в моду, а потом сами предпочли подстроится под стандарты тех галерей, с которыми сотрудничали.
 
 
- И где, по-вашему, такое региональное становление происходит наиболее успешно?
 
Самое сильное впечатление на меня произвел Краснодар. Я застал этот город до того, как началась экспансия Марата Гельмана. Там сложилась интересная ситуация, необычная – традиционный союз художников и молодежная неофициальная арт-среда сумели наладить совместную работу. Я видел, как в Краснодаре готовятся к открытию коллективной выставки: все вместе работают, друг другу помогают, обсуждают, как им лучше сделать, каким образом представить работы друг друга. Для столицы это невозможно - там чувство когтя, а не локтя. Конкуренция между художниками, разумеется, есть, но совсем другого рода, в другой атмосфере.
 
Для искусства это плодотворно. Неслучайно из этого сообщества вышла, например, известная сегодня группа Recycle (Андрей Блохин, Георгий Кузнецов), которая в 2010 году получила премию Кандинского, а сейчас получает авторитетные интернациональные премии. Думаю, Краснодар даст стране и миру еще много интересных художников. Некоторые из них уже выступали там на московских бьеннале, на международных фестивалях. Надеюсь, эта художественная среда не разрушится. Но, повторюсь, может произойти и вымывание. Достаточно всего нескольким людям навсегда покинуть этот город – и опять будет воронка, которую невозможно восполнить.
 
- Что главное в феномене столицы – она помогает как маяк и источник идей и возможностей или все-таки вредит, отнимая у регионов таланты?
 
Отношения регионов и столиц - один из сложнейших сюжетов арт-жизни. В Европе, а я прожил достаточно долго в Германии, вся культура не столичная, региональная. Благодаря тому, что каждый большой город имеет музей современного искусства, свое художественное сообщество. Коммуникации и мобильность между городами, между землями невероятно велика, просто потому, что они близко друг к другу. Конечно, и там есть столицы. Например, художники активно стремятся в Берлин, там особая атмосфера сложилась. Но, тем не менее, если художник живет и работает не в Берлине, а в Кёльне, Мюнстере или Лейпциге - это не катастрофа. Он все равно находится в едином, общем большом пространстве.
 
Возможность общения с коллегами, критиками, ценителями - невероятно большая поддержка, никакой Интернет этого не заменит, какие бы ни были виртуальные связи, какие бы не были отношения в Фейсбуке. Одно дело, когда пишут виртуально: «старик, ты гений», «все прекрасно», «все замечательно», другое - когда он показывает свои работы, молодой художник в контексте других, таких же молодых художников. И когда с ним общаются самого разного рода критики, с самыми разными позициями, другие художники, уже с опытом и авторитетом. Опять я могу сказать, в Москве этого нет, никто не будет этим заниматься. Там либо ты получил успех сразу, или не сразу, либо… ну, жди следующего шанса.
 
Впрочем, значение Москвы как столицы в последнее время уменьшается. Сегодня важен глобальный контекст, глобальное искусство, которое перемещается по всей планете, уже нет художественных центров в старом смысле слова. Даже Париж перестал быть столицей искусства. Но я не уверен, что российским художникам нужно уделять много внимания глобальной повестке. В конце концов, важнее всего собственное содержание и способного выражать его художественными средствами. «Заниматься своим делом». Может быть, осознание самодостаточности сейчас полезно. Чем более ты самобытен – тем более ты интересен, в том числе, и глобальному искусству.
 
 
- Я обратил внимание, что воронежские молодые художники, слушатели ваших лекций о современном искусстве отнеслись к предмету если не враждебно, то настороженно. Вы довольны результатом?
 
Полагаю, что многие их них впервые задумались надо важными для каждого художника вопросами: нужно нам это или не нужно, где мы находимся, в какой системе координат мы работаем? И естественно, что ответы будут разными. На дружбе, взаимопомощи, общении эти различия не отразятся. Но какая-то дифференциация произойдет. Я имею в виду различия в эстетике, в художественных практиках, в способах размышления. Обычно региональная ситуация тем и трудна, что несмотря на университеты, факультеты философии и эстетики и т.д., они обычно не участвуют во всех этих процессах. Некому начать дискуссию. Если я каким-то образом способствовал, чтоб в Воронеже она началась – мои рассказы здесь были небесполезны.
 
- Полагаю, споры о современном искусстве в Воронеже давно начались.
Да, я наслышан о воронежских художниках, которые участвуют в создании повестки дня и в Москве, и в других регионах. Они тоже являются катализатором процесса, но все-таки он должен набрать определенную массу. Популярно сравнение с игрой в теннис, где мяч должен не в одну сторону лететь, он должен вернуться к вам еще раз, чтобы получить удар. Для писателя как раз этот процесс важен, и для художника тоже.
 
И здесь необходима поддержка официальных структур, например, проведение выставок в музее или под эгидой музея. Так или иначе власть может участвовать во всем этом, не нужна никакая идеология, идеологические подсказки, здесь, единственное, нужно помогать. Информационно, финансово, при этом, не занимаясь никакой селекцией.
 
У нас, к сожалению, любят назначать главного художника, главного писателя, главного композитора. Очень надеюсь, что в процессе формирования арт-сообществ в Воронеже этого удастся избежать. Я понимаю, что все хотят быть монополистами в своем деле, каждый художник хочет быть первым, это естественно. Но опасно, когда ситуация выстраивается пирамидально и иерархически. И здесь власть, которая любит выдвигать своего любимого художника, там, не важно какого: Глазунова, Шилова, Сафронова. Власть всегда делегирует одного любимчика, который будут представлять, в данном случае, регион. Здесь, конечно нужно сопротивляться. Должно быть свое художественное жюри, своя аргументированная критика. Которая может объяснить достоинства тех или иных проектов. Люди должны видеть: не только, вот, прошла выставка, но и приглашаются художники, критики, хотя бы на 15 минут, и высказывают разные точки зрения и к наличию разных точек зрения пора привыкать.
 
Вопросы задавал ЛЕОНИД ДИДЕНКО