«Факел» обратился в ЭСК РФС после ничьей с «Зенитом»

В Воронеже устраняют аварию, из-за которой без воды остались сотни домов

В Павловском районе отменили массовые мероприятия на улице на 9 мая

Сообщения об уходе экс-главы Россошанского района в зону СВО назвали фейком

Бывший тренер «Факела» Ташуев прокомментировал ничью с «Зенитом»

В ночь на 9 мая в Воронежской области ожидаются заморозки до -3 градусов

В первой половине дня следует проявить особую осторожность, отмечают астрологи.

«Факел» и «Зенит» назвали стартовые составы на матч 27‑го тура РПЛ

Жители 15 районов Воронежской области останутся без света на 2 дня

В Воронеже в ночь на 7 мая стартуют работы по замене асфальта

Первую книгу-хронику про СВО выпустил воронежский мобилизованный
 

Новый поезд в Крым запустят через Воронеж в конце мая

Воронеж не попал в список лучших городов России с высоким качеством жизни

Для купания в водохранилище Воронежа утвердили только три пляжа

В воронежском микрорайоне появилось граффити с персонажами культовых аниме Миядзаки

День обещает быть интересным: страстным, порывистым, вдохновляющим. 

Как развиваются СМИ на «новых» территориях РФ

В Воронеже Росприроднадзор ищет владельцев незаконной свалки

 

Улицы возле Центрального стадиона профсоюзов перекроют в Воронеже 6 мая

Опубликовано видео невероятного северного сияния в Воронежской области
 

День в целом комфортный и умиротворяющий, однако к вечеру не избежать хлопот.

На XII Медиафоруме раскроют механизмы маскировки применения биологического оружия

О заморозках до -5 в выходные предупредили воронежцев

В Воронежской области может находиться военнослужащий, самовольно оставивший часть

На XII Медиафоруме в Воронеже военкор НТВ раскроет изнанку своей профессии

Репетиция Парада Победы 4 мая состоится в Воронеже

Первая майская гроза в Воронежской области ожидается уже 2 мая

7 легковушек и 1 ПАЗик столкнулись у Центрального парка в Воронеже

Большая часть дня будет сложной, но во всем есть свои плюсы, уверяют астрологи.

Воронежцам напомнили о штрафах за несданную вовремя налоговую декларацию

Культура 6437

Вениамин Смехов передал воронежцам привет от внуков Маршака

«Большая перемена» была создана еще в 2007 году по инициативе режиссера и продюсера Эдуарда Боякова. Все эти годы фестиваль проводился в Москве, с 2010 по 2012 годы – в Перми, а с этого года вслед за столицей фестиваль пришел и в Воронеж. С 1 по 11 ноября, в дни осенних каникул, самые юные зрители могут посмотреть лучшие детские спектакли из России и Европы, которые показывают на всех театральных площадках нашего города. Открыл фестиваль музыкальный спектакль «Человек рассеянный». 
 
 
Перед его началом слово взял ректор Воронежской Академии искусств, режиссер Эдуард Бояков, который назвал имя человека, без которого первого фестиваля могло бы и не быть.
 
- Это Людмила Ивановна Швецова, которая тогда была вице-мэром Москвы. Она скончалась на днях, - обратился к залу режиссер. - Всю свою жизнь она посвятила простой идее: надо тратить свою энергию, свое время и силы на художественное воспитание детей. От нас, взрослых, зависит очень многое. Я буду отдельно счастлив, если сегодня хоть один ребенок присутствует на сегодняшнем музыкальном спектакле. Есть такие, признайтесь?
 
- Да! – хором раздались детские голоса. 
 
Самых маленьких зрителей приветствовали аплодисментами. 
 
- Дорогие дети! Добро пожаловать в нашу театральную семью! – сказал Эдуард Бояков.
 
Организатор фестиваля признался, что в этом году «Большая перемена» в Москве показала специальную программу для самых маленьких зрителей  – карапузов от 1 года. Малыши, как ни странно, воспринимают свои первые спектакли как завороженные – выдерживают до 35 минут театрального действа. Режиссер признался: привлечь внимание таких зрителей может не каждый актер.
 
 
«Человек рассеянный» продолжался чуть больше – час, за который детям и взрослым предстояло поближе узнать нашего земляка, Самуила Яковлевича Маршака, детского поэта, переводчика, основоположника советского детского театра. Стихи и дневниковые воспоминания поэта читал актёр «Театра на Таганке»
 
Вениамин Смехов, которого большинство зрителей знает по роли Атоса в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра». Вениамин Борисович записал несколько дисков со стихами Маршака. 
 
- Моя любовь к Маршаку началась с театра, - признался актер. - После войны, когда страна была холодной и голодной, театр утешал людей, кормил их божественным, русским словом. 
 
Воронежцам – большим и маленьким - актер передал зрителям привет от внуков Маршака: знаменитого врача и профессора Якова и поэта и переводчика Александра.  
 
- Когда я сказал Саше, что еду в Воронеж, он удивился: «Вы едете в любимый город нашего дедушки? А я еду за границу». Я посоветовал Саше сдать билет и ехать со мной. Но он сказал, что это невозможно, но просил передать городу поклон и привет. 
 
 
Рассказал Вениамин Борисович и о том, что «рассеянный с улицы Бассейной» имел вполне реального прототипа. Это был знаменитый академик, создатель школы физикохимиков в России Иван Алексеевич Каблуков. Иван Алексеевич славился своей непрактичностью и рассеянностью. Вместо слов «химия и физика» профессор нередко говорил «химика и физия». Когда хотел произнести фразу «колба лопнула, и кусочек стекла попал в глаз», у него вылетало: «лопа колбнула, и кусочек глаза попал в стекло».
 
- Странные люди – гении. Они чудаки, которые ведут нас по дороге человечности, по главной дороге жизни. Чудачество их заключается в том, что они рассеянные. 
 
Спектакль его создатели соткали из известных стихов Маршака, среди которых – «Вот какой рассеянный», «Дама сдавала в багаж», переводного «Дома, который построил Джек», а еще – детских воспоминаний Самуила Яковлевича.
Например, о том, как в  детстве в его семье было принято тушить свет, а маленькому Маршаку в темноте мерещились чудища. Отсюда родилось стихотворение «Чего боялся Петя?» - том самом Пете Иванове, который испугался штанов:
 
В темноте увидел Петя
Человека у стены.
Оказалось на рассвете -
Это куртка и штаны.
 
Все эти воспоминания на сцене уместно сочетаются с черно-белыми фотографиями поэта, которые проецируются на стены. Вот Маршак-ребенок, вот юноша с едва пробивающимися усиками, а вот взрослый интеллигент в очках. 
 
- Маршак читал свои стихи всем: молочнице, телефонистке, курьеру, критикам. На замечания не обижался, - рассказал Вениамин Смехов. - В его стихотворении «Цирк» были такие строчки: «По проволоке дама идет, как телеграмма». Даже Маяковский их хвалил. А Маршак их выбросил – кто-то ему сказал, что в советском обществе никаких дам нет». Потом, правда, дама вернулась в «Цирк» и в другое стихотворение поэта – «Дама сдавала в багаж». 
 
Во время спектакля симфонический оркестр Театра оперы и балета под руководством дирижера Дмитрия Морозова играл попурри из классики, Мусоргского, Чайковского, Баха, Моцарта, Дунаевского. Музыканты появились на крутящемся, словно карусель, круге, с другой стороны которого создатели спектакля приготовили для маленьких зрителей  удивительные декорации.
 
 
- Маршак жил достаточно долго, но сохранил в себе ребенка. Если бы он не остался ребенком, он не смог бы  стать таким любимым у детей. Я был очевидцем того, как он общается с детьми. Он видел глаза каждого ребенка. К детям он относился как к взрослым, - вспоминал Вениамин Смехов. 
 
За рамками спектакля остается недетская правда о любимом Маршаке. О том, что созданное им в Ленинграде детское издательство «Детгиз» - маленький островок свободы для многих неугодных власти поэтов, которые здесь могли публиковать свои детские стихи – в 1937 году было разгромлено. А воспитанники и друзья Самуила Маршака - Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Александр Введенский, Николай Олейников – были репрессированы.
Одних расстреляли, другие умерли от голода и истощения, третьих  – замучили в сталинских лагерях. Самуилу Маршаку повезло – его репрессии не коснулись, а умер он своей смертью в 1964 году.
Трудно представить, что на самом деле чувствовал, живя в тоталитарном государстве, признанный и талантливый поэт, который оставил нам наследие не только детских стихов, но и переводов  Шекспира, Р. Бёрнса, У. Блейка, Дж. Китса, Р. Киплинга, А. Милна, Дж. Остин. Сам Маршак был уверен: «Для детей надо писать, как для взрослых, только лучше». 
 
 
Фото Андрей Парфёнов.