По первой версии следствия, новохоперские активисты: эколог Михаил Безменский и казачий атаман Игорь Житенев - вымогали у Уральской горно-металлургической компании более 24 миллионов рублей. За эти деньги они якобы обещали снять блокаду с медно-никелевых месторождений, установленную в июне прошлого года. В окончательной редакции, как сообщает “КоммерсантЪ”, обвинение звучит по-другому: фигурантам дела инкриминируется особо крупное мошенничество. При этом подчеркивается, что никакого влияния на экологов из протестного движения ни Безменский, ни Житенев не оказывали.
В ближайшее время фигуранты ознакомятся с материалами дела, фабула которого не сильно изменилась: просто теперь максимальный срок, который грозит обвиняемым по ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество в особо крупном размере) не 15 лет, а 10. Отметим, что защита настаивает на том, что имела место провокация со стороны полицейских, хотя в ходе проверок никаких нарушений не обнаружилось. Ни Безменский, ни Житенев свою вину не признали.
Материалы дела направят на утверждение прокурору, а затем - в суд. Возможно, дело начнут рассматривать еще до Нового года. Заключение Безменскому и Житеневу продлено до ноября: к этому моменту планируется завершить основные следственные действия.
Напомним, что 22 июня прошлого года десятки антиникелевых активистов блокировали геолого-разведочный лагерь УГМК и уничтожили две буровые установки. Ущерб от их действий оценивают в более чем 60 миллионов рублей. Участники протестных акций также не пускали полицию, которая выехала на место происшествия. По данным следствия, после этого эколог Михаил Безменский предложил представителям УГМК “сделку”: за немалую сумму разрешить конфликтную ситуацию. Передача вознаграждения - более 24 миллионов рублей - проходила под контролем Управления “Б” (экономической безопасности и противодействия коррупции). Так, в ноябре 2013 года был задержан Михаил Безменский, чуть позднее - Игорь Житенев, который получил часть денег от “сделки”. Тверской райсуд Москвы арестовал обоих активистов. До сих пор они находятся под стражей.