Недавно в областном центре помпезно открылся новый вокзал «Воронеж-Южный». На мероприятии присутствовали первые лица региона, журналисты и строители. Невольными зрителями церемонии стали и обычные пассажиры, которые порадовались событию, вместе с тем отметив, что обновленная станция не совсем удобна и может представлять опасность для людей.
Вызывающие страх пандусы
Жительница Воронежа Татьяна, провожавшая ребенка в Лиски на каникулы, вышла из подземного пешеходного перехода на платформу, волоча неудобную сумку на колесиках и довольно громко причитая: «Лучше бы посмотрели, что тут в переходе творится!». Женщина бросила укоризненный взгляд на украшенный шарами новый вокзальный комплекс и толпу, в которой мелькали одетые в корпоративную красную и серую униформу сотрудники станции, непонятно откуда взявшаяся в субботнее утро радостная молодежь и мужчины в строгих костюмах с застывшим на лице выражением важности.
– У меня сын часто уезжает в командировки, и мы здесь садимся на поезда с чемоданами. Ну, это нереально – ни спустить их, ни поднять! Слава богу, в семье нет инвалидов! Если бы был инвалид, то это вообще была бы закрытая тема: ни пройти, ни проехать, – пожаловалась Татьяна журналистам 36on.ru.
У женщины, как и у других воронежцев, сложилось впечатление, что современный вокзал действительно был сделан для людей, но не для всех. Здесь, кажется, совсем позабыли о нуждах инвалидов, стариков и детей. Те пандусы, по которым им предлагают подняться, вызывают у них страх.
Перед тем, как отправиться в очередной раз на бывшую станцию «Придача», мы предложили знакомому воронежцу, который по воле случая оказался в инвалидном кресле, поучаствовать в эксперименте – спуститься по пандусу на новом вокзале. Посмотрев сделанные нашим журналистом снимки в день открытия комплекса, он категорически отказался от этой затеи, заявив, что ему будет страшно спускаться, и он не верит, что это вообще возможно.
И это немудрено: слишком большой угол наклона конструкции, отсутствие перил с двух ее сторон (их прилепили только на противоположной стене), в некоторых местах совсем позабыли о площадках для отдыха. Все это неудобно не только колясочникам, но и людям с тяжелыми сумками, особенно если это старики или подростки.
Проведенные журналистами 36on.ru расчеты заставили сомневаться в том, что пандусы в подземном переходе вокзала «Воронеж-Южный» были построены по нормам СНиП, учитывающим потребности инвалидов. Правила предполагают, что уклон конструкций должен соответствовать пропорции 1:12, либо 1:20. То есть горизонтальная проекция пандуса обязана быть в 12, либо в 20 раз больше высоты одного марша объекта.
Расчеты показали, что горизонтальная проекция одного измеряемого марша, проходящего под 10-ю ступенями, больше высоты всего в 2 (!) раза. Оказалось, что при высоте объекта в 1,5 метра горизонтальная проекция равняется 3 метрам при необходимых 18-ти. Если учитывать пропорцию 1:20, то тут ситуация еще хуже – при этих условиях расстояние между началом и концом подъема должно составлять 30 метров.
Кроме того, нормы предполагают наличие перил с двух сторон. Однако, как считает наш эксперт, даже если бы они были, это вряд ли бы помогло инвалидам:
– Перила должны быть с двух сторон, но вряд ли они в данном случае помогут. Тут даже чемодан поднимет не каждый человек. То, что изображено на фотографиях, нужно оборудовать специализированными подъемниками. Например, шаговыми. Это что-то по типу робота, который шагает по ступеням и поднимает коляску. Но это более дорогой вариант. Есть также гидравлические и электрические подъемники.
Считается, что организация безопасных и комфортных условий для передвижения инвалидов – это признак цивилизованного общества. Насколько новый объект соответствует такому социуму, судите сами.
Повышенный риск терактов
Еще один момент вызывает у воронежцев сомнения в том, насколько безопасно находиться на территории вокзала и в отъезжающих от него поездах. Приехавшие на «Воронеж-Южный» люди могут застать следующую картину.
Чтобы попасть на территорию вокзала с парковки, по идее, нужно пройти через рамку металлодетектора, поставив сумки на специальную ленту для проверки содержимого багажа. Некоторые воронежцы, видимо, привыкшие к строгим столичным вокзалам, идут только туда. Однако сотрудницы РЖД на этом не настаивают. Иногда это происходит по причине простой невнимательности или отвлечения на посторонние дела: какое дело до пассажиров, когда у тебя важный телефонный звонок?
Все, кто хочет, может пройти через открытые ворота. Их багажом в таком случае никто не интересуется. Целые компании с гремящими колесами чемоданами – не один и не два человека, идущих налегке, которых просто можно не заметить – спокойно попадают на территорию вокзала, переходят через подземный переход на платформы и садятся в поезда со счастливыми семьями, едущими на юг, не подозревая о повышенном риске терактов...
Стоит отметить, что на вокзале установлены камеры видеонаблюдения. Они, может, и помогут вычислить причастного к трагедии, если что. Однако людям, потерявшим близких из-за невнимательности сотрудниц станции, вряд ли станет легче.
Надеемся, что до этого дело не дойдет, и РЖД примет все необходимые меры, чтобы усилить контроль на новом объекте и сделать его по-настоящему безопасным.