22 июня, в День памяти и скорби, впервые в Воронеже прошла экскурсия по одному из старейших городских кладбищ – Коминтерновскому. Необычные прогулки – это совместный проект ПАО «Воронежское похоронное бюро» и краеведа Ольги Рудевой, который уже набирает популярность среди воронежцев. На первую экскурсию были приглашены журналисты городских СМИ, на ней побывали и сотрудники портала 36on.ru.
Один из самых старых погостов из ныне существующих – Коминтерновское кладбище – спрятался на участке, заросшем кленами, каштанами, березами и кустарниками. Зеленый островок укромно расположился между Московским проспектом, улицами Хользунова, Верещагина и Беговой. Пройдя через массивные главные ворота, мы почувствовали, будто оказались совершенно в ином мире, где не шумят машины, не переругиваются люди, а время, казалось, почти не течет. Могилы нас встретили безмолвием и мудрым спокойствием. Воздух был свежий, в нем витала волнующая атмосфера загадочности. И чем дальше мы углублялись в лес, ощущение отстраненности от суетливого и загазованного города становилось все отчетливее.
На одной из тихих и тенистых аллей нас встретила известный воронежский краевед Ольга Рудева. В течение часа наша спутница раскрывала тайны, которые скрывает Коминтерновское кладбище от простых горожан.
|
|
|
|
Для справки. Коминтерновское кладбище основано в 1932 году. Здесь находятся захоронения советских солдат, погибших при освобождении города от немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны в 1943 году. Также здесь похоронены Герои Первой мировой войны, Советского Союза и России, известные деятели спорта, искусства, науки. На сегодняшний день кладбище имеет статус историко-мемориального. |
|
|
|
|
В начале нашей прогулки мы отправились к братской могиле, незаслуженно обделенной вниманием воронежцев. По словам Ольги Рудевой, обычно жители города приходят с цветами на площадь Победы, Чижовский плацдарм и к памятнику Славы, не догадываясь, что и здесь лежат павшие воины. В день 76-летния со дня начала Великой Отечественной войны журналисты и краевед возложили к братской могиле гвоздики, после чего была объявлена минута молчания.
По словам Ольги Рудевой, подобные братские могилы являются перезахоронениями. Раньше фронтовиков предавали земле, где придется. До сих пор их останки отыскивают в неожиданных местах. Так, один воронежец обнаружил военные захоронения в недавно купленной даче на Чижовке. Меняя пол на кухне, он нашел в грунте останки трех венгров. Точно так же похоронили и героя обороны Воронежа Даниила Куцыгина. Тело комиссара, чье имя носит одна из главных городских улиц, долго лежало во дворе частного дома на Ближней Чижовке, туда часто приходили его вдова и ребенок. А позже оно было перезахоронено на Чижовском плацдарме.
Далее мы отправились к местам захоронения почетных воронежцев. В этот момент невольно вспомнились прогулки по одному из самых известных московских погостов. Коминтерновское кладбище – совсем не такое, как Ваганьковское, где могилы известных людей, например, Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Александра Абдулова, находятся на самых видных местах. Захоронения воронежских знаменитостей нужно еще поискать, и не факт, что путь к ним не будет тернистым… Мы с трудом пробирались между близко стоящими оградками по узкой тропе, боясь запутаться ногами в траве: шли к надгробиям деятелей культуры и науки, актеров и художников.
Перовой стала встреча с исполнительницей русских народных песен и частушек Марией Мордасовой, изображенной на тяжелом камне с улыбкой на лице. Такой она была и при жизни, радостно отметила Ольга Рудева. Рядом – музыкальный руководитель хора Массалитинова Иван Руденко, под аккомпанемент которого выступала воронежская певица.
В том же ряду расположилось надгробие Гавриила Троепольского – автора повести «Белый Бим Черное Ухо», которая была переведена более чем на 20 языков мира. Сейчас о почетном гражданине Воронежа жителям города напоминает памятник, установленный на проспекте Революции. Скульптура собаки привлекает внимание и туристов, которые считают, что если погладить ее за бронзовым ухом, то они непременно обретут счастье.
Далее перед нашими взорами предстало надгробие художника Василия Криворучко. Ольга Рудева предположила, что в качестве эскиза для памятника, скорее всего, использовался его автопортрет.
Следующим в ряду мы увидели могилу академика РАН, руководителя воронежского КБХА Александра Конопатова. Он пришел на смену ученому Семену Косбергу, который делал ракеты для полетов Юрия Гагарина в космос.
Неподалеку от могилы академика расположился участок с захоронениями Виктора Поспеева – строителя и председателя Воронежского городского исполкома. При нем было развернуто строительство цирка, аэропорта, Дома актера, гостиницы «Брно» и Дома быта, сооружены Северный мост, водохранилище и реконструирован Центральный парк культуры и отдыха. Под руководством Поспеева Воронеж был по-настоящему красивым, что подтверждали многочисленные победы во Всероссийском соревновании по благоустройству.
– Вы, наверное, понимаете, сколько мы будем здесь ходить, столько захоронений известных людей мы и будем находить, и о каждом с уважением вспомним, – обратилась Рудева к журналистам, после чего мы свернули на другую дорожку и оказались в квартале с причудливыми надгробными камнями, об удивительной истории которых нам еще предстояло узнать.
Вскоре мы увидели высокохудожественные надгробные плиты и памятники, явно попавшие сюда после закрытия двух кладбищ – Чугуновского, что располагалось в районе ДС «Юбилейный», и Новостроищенского, находившегося раньше за цирком.
На фото - Ольга Рудева показывает снимок Чугуновского кладбища.
– Эта плита перенесена либо из ЖиМа, либо с Чугуновского кладбища. И что здесь? Орденоносец, директор треста «Главптицепром» Толстой Степан Матвеевич. «Спи спокойно, дорогой товарищ», – написано внизу. Ну, а имя того «товарища», которому надгробие было установлено изначально, мы не узнаем уже никогда, – с иронией и в то же время с тоской сказала Ольга Рудева. – Если даром можно взять какой-нибудь памятник и поставить его какому-нибудь коммунару, почему бы этого не сделать?
По словам Ольги Рудевой, старинные надгробия были буквально раскиданы по городу. Например, до недавнего времени такие плиты лежали на улице Бархатный Бугор и использовались в качестве ступенек на спуске к водоему, затем их перевезли на Лесное кладбище. Сейчас подобные камни находятся у Дворца 50-летия и на водохранилище в районе Дома-музея имени Дурова. Как и в этих местах, на Коминтерновском кладбище в большинстве случаев имена первых захороненных под плитами воронежцев давно стерлись.
Так, совершенно невозможно разгадать, кому принадлежал этот памятник из самого прочного и самого дорогого материала для надгробий – габбро-диабаза.
– Это надгробие – не просто роскошное, а роскошнейшее. Оно явно с могилы какого-то известного жителя Воронежа. Про таких, как он, мы сейчас сочиняем фестивали, и вы пишете статьи. А сейчас оно за оградой на совершенно безымянной могиле. И, скорее всего, не сохранилось никаких документов, чье это надгробие и каких времен. Если бы только камни умели говорить… – сокрушалась Рудева.
Примечательно, что в прошлом веке воронежцев, хоронивших своих близких на Коминтерновском кладбище, привлекали не только дорогие и выполненные со вкусом чужие надгробия, но и старинные решетки с причудливым узором. Как предположила Ольга Рудева, такие ограды, скорее всего, были произведены на заводе Гаусмана и Бухонова, и переехали сюда из какого-то старинного некрополя.
По пути к самым интересным объектам кладбища мы обнаружили неожиданный памятник – белую голубку, сидящую на ограде. Удивительно, но эту небольшую скульптуру ни откуда не привозили. По словам историка, птица была сделана в 30-х годах прошлого века.
Наша экскурсия подходила к концу, когда неподалеку от нас послышался одинокий крик ворона. Мы стояли напротив еще одного безымянного надгробия, поражающего своей причудливой формой. В Интернете про такие памятники говорят: сколько отломанных ветвей, столько погибших детей у человека. Однако Ольга Рудева попросила не верить в эту «ерунду». По ее словам, такое надгробие «символизирует внезапно прерванную жизнь».
Прогулка по кладбищу завершилась у надгробий, принадлежащих ранее Степану Лукьяновичу Кряжову и его жене. Известно, что его отец Лукьян, бывший крепостной, вместе с семьей переехал из Калужской губернии в Воронеж и вскоре стал состоятельным человеком и благотворителем. Кряжову-старшему хотелось подарить городу водопровод, однако свою мечту он исполнить не успел. После того, как он ушел на тот свет, его сын получил наследство и отправился в Лондон, где изучил устройство водопровода. В 1869 году водонапорная башня была торжественно открыта на территории современной площади Ленина. По словам Ольги Рудевой, городской глава Кряжов-младший подарил Воронежу не просто благо в виде централизованного водоснабжения, но и единственный городской бизнес – по продаже воды.
– И оставил Кряжов два распоряжения, или нижайшие просьбы. Первое – назвать водопровод именем отца. И так всегда и называли – кряжовский водопровод. А второе – очень интересное – как распорядиться доходами: 10 % - бедным. Но не просто так. Бедным сколько не дай, бедные бедными и останутся. А на образование детей из бедных семей, – рассказывала Ольга Рудева. – Память об этих людях живет до сих пор. Прошлым летом во время экскурсии по городу один немолодой мужчина сказал мне: «Ох, так вот почему бабушка всю жизнь говорила: «”Я училась на купеческие деньги?”».
Сейчас под надгробиями Степана Кряжова и его жены покоятся видные воронежские деятели – юрисконсульт управления ЮВЖД Сергей Петровский и его сын Владимир – коллекционер, завещавший Краеведческому музею бесценные экспонаты.
В завершении общения с журналистами Ольга Рудева призналась, что ей нравятся прогулки по историко-мемориальному кладбищу, и она задалась вопросом – почему бы старинный погост не превратить в парк, возможно, с газоном, лавочками и фонтанами, как это давно принято делать в Европе? «Или, может быть, нам это непривычно?» – философствовала краевед.
Какова судьба Коминтерновского кладбища – будет ли оно когда-либо разгромлено, как Чугуновское, или здесь со временем появится красивый сквер – покажет время. А пока воронежцам остается довольствоваться интересными историями и любоваться удивительными памятниками старейшего городского погоста.
Отметим, что в субботу на Коминтерновском кладбище прошла вторая экскурсия. По данным пресс-службы ПАО «Воронежское похоронное бюро», на нее пришло неожиданно много людей – 70 вместо ожидаемых 30. Историческая прогулка длилась около 2,5 часов, поэтому слушатели узнали еще больше секретов, которые скрывает Коминтерновское кладбище. Ближайшие встречи краеведа с заинтересованными горожанами назначены на 29 июня (18:50) и на 1 июля (11:50). Место сбора – у главных ворот со стороны Московского проспекта. Вход свободный. Дополнительная информация по телефону: 279-20-80.
Фотография предоставлена пресс-службой Воронежского похоронного бюро.
Фоторепортаж – Анна Вотинова.