Никогда и ничего не обещайте в антракте, дождитесь сначала занавеса.
Внутренний Афорист
Художественный руководитель Воронежского Театра драмы Владимир Петров ставит спектакль по пьесе Чехова «Вишневый сад».
Т.е., если забыть о вымирающих знатоках, можно не волноваться и делать, как в первый раз.
И вот тут мои политик и философ едины – все не зря, все не случайно и все имеет свой смысл и великое значение для вселенной и для Воронежа в частности.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведет в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты.
Входят Дуняша со свечой и Лопахин с книгой в руке.
Лопахин. Пришел поезд, слава богу. Который час?
Дуняша. Скоро два. (Тушит свечу.) Уже светло.
Лопахин. На сколько же это опоздал поезд? Часа на два, по крайней мере. (Зевает и потягивается.) Я-то хорош, какого дурака свалял! Нарочно приехал сюда, чтобы на станции встретить, и вдруг проспал... Сидя уснул. Досада... Хоть бы ты меня разбудила.
Дуняша. Я думала, что вы уехали. (Прислушивается.) Вот, кажется, уже едут.
Это самые первые реплики пьесы. Но перед Чеховым в виде текста, мы имели счастье наблюдать Чехова мультяшного, который бодро продефилировал по огромному экрану, растянувшемуся по левой от зрителя стороне сцены. Под ритмичную обработку народной, традиционно непонятной песни, мультиками, образами, тенями прошли все герои пьесы, воплотившись потом в реальных персонажей из плоти и крови и с мешками сушеной вишни.
Критик (+) : Буду честен, эта простота с мешками и решение с видео-стеной, мне решительно по нраву. Мешки с сушеной вишней – очень яркий и емкий образ, единственно сохранившейся реальности, былой славы, жизни, которую можно попробовать на вкус, на которую еще можно хоть как-то опереться в этом опустевшем мире.
Философ и политик: без комментариев.
Критик (-): Начало пьесы, первые реплики – как знакомство с красивой девушкой. Всегда ждешь, что кроме внешнего великолепия, она еще и умница с хорошим чувством юмора. И как часто это бывает в жизни – ожидания, мягко говоря, не оправдываются.
Философ: Это решение режиссера, которое так же, как и любое видение и воплощение имеет право на жизнь. Мы видели разных Лопахиных, и в данной постановке при абсолютном соблюдении правды текста автора такой образ «мятущегося» Лопахина, который любит этот дом, любит Раневскую, но понимает, какая между ними пропасть вполне допустим. Более того, кажется совершенно органичным тому миру, который построил режиссер. К Дуняше эти замечания относятся в той же мере.
В первом акте есть странная сцена, когда Лопахин еще не вступивший в полноценный контакт с приехавшей Раневской, на пару секунд врывается в комнату с дочерями Раневской и блеет, как козел
Цитата:
Аня. Боже мой...
Лопахин (заглядывает в дверь и мычит). Ме-е-е... (Уходит.)
Варя (сквозь слезы). Вот так бы и дала ему... (Грозит кулаком.)
У Чехова написано мычит, а так-то блеет, конечно. Вот что это? И после этого мы еще будем сомневаться в праве постановщика засовывать ножик в сапог этому герою…
Критик (-): Варя и Аня. Варя – 24-летняя приемная дочь Раневской, по сути хозяюшка в имении. Всегда была для меня загадочной персоной – откуда она взялась, почему ее удочерили.
Аня (Мария Щербакова). Начну с того, что ни в одной постановке из увиденных мной и вытащенных из интернета я не помню такой Ани, которая бы была органична и не сваливалась либо в патетику, либо в нарочитую театральность. Вру – молодая Елена Цыплакова (Малый драматический театр) сыграла прекрасную юную, восторженную и искреннюю 17-летнюю девочку, но там вся постановка восторженная и искренняя, аж скулы ломит. Так что это не показатель, а скорее счастливая случайность.
Политик: Вот эти любители новых форм, как же они замучили своим нытьем о «нарочитой театральности» и прочих классицизмах. Подавай им вечно эксперименты и фокусы на сцене.
Цитата:
Театр под руководством А. В. Иванова хорошо известен в России и за рубежом. Ежегодно коллектив участвует в престижных всероссийских и международных фестивалях. В 2004 году театр представил в Мюнхене постановку «Вишневый сад» А. П. Чехова на международном фестивале, посвященном памяти А. П. Чехова.
Это было всего 12 лет назад. И, наверняка, многие помнят, как это было раньше. Поэтому, абсолютно точно можно сказать, что сдержанность Петрова в экспериментах, аккуратность его в работе с актерами вполне оправдана. И этот факт дает нам лишний повод уважать его не только как большого художника, но и как человека, мыслящего на перспективу и уважающего традиции.
Бриллианты от Петрова
Мы не собираемся разбирать каждое действие. На это нет ни времени, ни желания. Очень хотелось бы отметить моменты, которые кажутся мне вполне явным проявлением гениальности постановщика, пытающегося порой настойчиво нас убедить в обратном.
Критик (+): Про экран и мешки с вишней мы уже сказали. Теперь, простите уж за сумбур, будем отмечать прекрасное по ходу движения пьесы.
И после этого Гаев прекрасен, хотя эпизодически кажется, что соскочит народный артист на привычные рельсы, заговорит по-человечески. Казалось, что так он играет, потому что его попросили, а он может, он-то – звезда, для него нерешаемых задач нет. Но вот насколько комфортно ему в этом новом, чудесном и безумном мире Петрова, насколько он почувствовал его ритмы и его дыхание, не очень понятно.
Второе – в первой же сцене встречи приехавших хозяев и домочадцев, мы наблюдаем такое странное действо: Раневская дарит старому слуге Фирсу клюку, перевязанную красным бантом. Эта клюка как отдельный персонаж привлекала к себе внимание весь спектакль. А в финале, когда Фирс садится на гору сушеной вишни в пустом брошенном, мертвом доме, эта красная клякса, как издевательство, как приговор всему этому миру, повязавшему бантиком свою пустоту, как маскировка бесчувствия и равнодушия.
Четвертое – как бы так аккуратней это объяснить… Заслуженная артистка России Надежда Леонова – бесспорное украшение любой постановки.
Гаев. Совершенно с тобой согласен.
Лопахин. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили! (Гаеву.) Баба вы!
Гаев. Кого?
Лопахин. Баба! (Хочет уйти.)
Любовь Андреевна (испуганно). Нет, не уходите, останьтесь, голубчик. Прошу вас. Может быть, надумаем что-нибудь!
Лопахин. О чем тут думать!
Любовь Андреевна. Не уходите, прошу вас. С вами все-таки веселее...
Пауза.
Лопахин порывается уйти, а Раневская, стоя спиной к зрительному залу, не хочет его отпускать и на реплике «С вами все-таки веселее…» подпрыгивает как маленькая девочка. После этого фраза Лопахина «Какие у вас грехи…» выглядит очень уместной, очень своевременной. Это же дети, избалованные, наивные, даже в своих грехах, остающиеся по-прежнему невинными, ибо не ведают, что творят.
Пятое: Сквозной мотив возможной женитьбы Лопахина и приемной дочери Раневской Вари. Очередная иллюзия реальности, один из возможных счастливых концов хотя бы для этой пары – новый хозяин и новая(старая) хозяйка имения. Чувство Вари очевидно, и счастье ее, кажущееся таким доступным и близким, так и остается недосягаемым. Лопахин замуж не зовет. Все шло, как обычно. Раневская сватает, Лопахин соглашается, но волшебных слов не говорит.
Очень мне хочется думать, что я ошибаюсь. И эта снисходительность – не политический компромисс, который, как мы знаем, часто делает искусство диетическим, как пищевые добавки.
Итак, выход на бис:
Действующие лица и исполнители:
Раневская Любовь Андреевна, помещица. – заслуженная артистка РФ Надежа Леонова
Аня, ее дочь, 17 лет. – Мария Щербакова
Варя, ее приемная дочь, 24 года – заслуженная артистка Воронежской области Магдалена Магдалинина
Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской – народный артист РФ Сергей Карпов/ заслуженный артист РФ Вячеслав Зайцев
Лопахин Ермолай Алексеевич, купец – Юрий Смышников
Трофимов Петр Сергеевич, студент. – Вячеслав Гардер
Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик- Роман Слатвинский
Шарлотта Ивановна, гувернантка – заслуженная артистка РФ Елена Гладышева
Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик – Артур Платов
Дуняша, горничная – Милена Хорошко
Фирс, лакей, старик 87 лет – народный артист РФ Анатолий Гладнев /Владислав Ширченко
Яша, молодой лакей – Александр Рубан
Прохожий - Денис Кулиничев
Почтовый чиновник – Игорь Болдышев
Гости- Татьяна Беляева, Наталия Мирандола, Денис Кулиничев, Игорь Болдышев