- Да, действительно, нашей идеей было дополнить музыкальный фестиваль визуальными образами. Мы уже делали выставку "История джаза", которая, как нам кажется, нашла отклик у воронежской публики. В этом году - новые формы и новые пространства. Выставка Ворошилина вообще получилась у нас спонтанно передвижной, как и сам фестиваль - по нескольку дней она находится в трех разных локациях. Мы с Сашей давно обсуждали этот формат, такая благодатная оказалась общая тема - и в том числе потому, что есть ощущение сопричастности к общему прекрасному делу.
- К слову о пространствах - на этот раз, кроме традиционных филармонии и Книжного клуба Петровский, к фестивальным площадкам добавился Event Hall...
- Когда мы планировали программу, конечно, хотелось привезти на фестиваль действительно крутых исполнителей с мировыми именами, и у нас это получилось. 5 ноября - самый "звездный" день фестиваля, в который выступят хэдлайнеры "Джазовой провинции-2016": Скотт Хендерсон и квартет Эрика Александера, легенды американского джаза. Делать такой масштабный концерт в каком-то маленьком зале - согласитесь, это была бы стрельба по воробьям из пушки. Поэтому приняли решение "подключить" самую большую площадку города - Event Hall. На самом деле, движение навстречу друг другу было взаимным, мы нашли абсолютное понимание и лояльность руководства. Надеемся, что воронежцы и гости города оценят концерт по достоинству, а наше сотрудничество с Event Hall будет продолжаться и дальше.
Хотелось бы делать еще больше - скажем, организовывать вечерние и ночные джем-сейшны, проводить несколько концертов параллельно в разных местах, чтобы люди могли выбирать и ориентироваться: кто-то пошел на авангардную программу, кто-то - на традиционную классическую или вокал... К сожалению, инфраструктура города довольно ограничена в плане хороших концертных площадок. Ну и, конечно, притча во языцех нашего проекта - это вопрос финансирования. Не хотелось бы сбиваться на более коммерческую "попсовую" волну и привозить популярных музыкантов, поющих "под фанеру" и мелькающих на центральных каналах. Благо, сейчас уже нет информационного вакуума, и у людей есть возможность получать информацию из разных источников, слушать разную музыку. Это, в том числе, миссия нашего проекта - знакомить людей с по-настоящему качественным музыкальным материалом, с действительно интересными личностями и исполнителями. И мы убеждены, что таким инициативам, чтобы они жили и развивались, государство должно помогать. Не могут серьезные проекты в сфере культуры, работающие на благо города, региона и в целом страны, зависеть от случайностей, существовать благодаря силам и энергии нескольких человек! Это же абсолютно иррационально и неправильно. Должна быть базовая системная поддержка, а все остальное мы сможем.
- Александр, Вы занимаетесь организацией фестиваля уже не только в Воронеже, но и в части других городов. На вашей команде в большей степени логистика и техническая часть, или в подборе артистов и формировании программы тоже участвуете?
- У нас уже, по образному выражению Кирилла Мошкова, образовалось этакое "воронежское крыло" "Джазовой провинции" - наравне с Курском, где находится главный оргкомитет. С каждым фестивальным годом для меня естественным становится процесс все более глубокого погружения - начинали с логистических моментов, теперь и в программной части имеется наша лепта. К тому же, я живу в Воронеже, мои дети живут здесь, и мне важно развивать свой город. Поэтому, проводя "Провинцию", мы стараемся придумывать что-то интересное, реализовывать все новые идеи. Кто-то скажет: Саша, зачем тебе все эти заморочи - выставки, творческие встречи, мастер-классы? Куда как проще: отыграли концерт, собрались, уехали. Да, это действительно проще. Но я убежден, что по-настоящему хорошие, качественные, резонансные проекты делают только те люди, которые "горят" и "заморачиваются".
- И потом, легко вдохновлять других на сотрудничество и убеждать помогать вам, когда вы действительно в восторге от того, чем занимаетесь, и верите в то, что все получится хорошо. По-моему, это абсолютно про организаторов "Джазовой провинции". В Воронеже это уже 14-й фестиваль, в целом проект проходит уже в 21-й раз. Как у вас с Леонидом Винцкевичем это все получается - несмотря ни на что?
- Ну да, просыпаешься так в 5 утра и думаешь: а получится у нас? А если серьезно... Во многом именно благодаря поддержке таких же неравнодушных людей "Джазовая провинция" и происходит как событие. Вопреки всему. Мы обращаемся за помощью и находим отклик. Конечно, хочется - и мы могли бы! - проводить фестиваль на более профессиональном уровне. Если бы было какое-то, пусть небольшое, финансирование со стороны государства. Чтобы хотя бы несколько человек работали в штате - причем, даже не воронежской дирекции "Провинции", а в штате нашего проекта "Джазовые сезоны". Хотелось бы делать больше, масштабнее - чтобы город был насыщен интересными событиями, именно дышал джазом! Мы сами найдем дополнительное финансирование, договоримся с медиапартнерами, сможем организовывать десятки разных концертов в год, в самых разных залах - но пусть будет команда из 3-4 человек, которые будут заниматься исключительно этим проектом и получать достойную зарплату. Вопрос не таких уж больших денег в масштабе бюджета города, но это может реально изменить жизнь Воронежа в культурном контексте. Ведь получается, что в некоторых вещах мы, за счет собственных ресурсов, времени, здоровья, выполняем по сути функцию государства. И это грустно.
- Мы привыкли, что каждый год фестиваль "Джазовая провинция" по своему характеру и настроению отличается от предыдущих. Что можно сказать о программе-2016, какая она?
- В первую очередь, она разнообразная и яркая - это визитная карточка как нашего фестиваля, так и джаза в целом. Главная "фишка" "Провинции" в том, что мы ставим своей целью показать полный срез современного джаза - будь то классические джазовые стандарты, которые играли еще 80 лет назад, или нечто экспериментально-авангардное. Все это - настоящий джаз. Если попытаться одним словом охарактеризовать программу этого года, это было бы слово "позитив". Почти вся музыка, которую вы услышите на концертах, очень жизнерадостная, мажорная и такая... солнечная. Это и Николай Моисеенко с проектом Horsepower и его фирменной улыбкой на половину сцены, которая просто не может оставить равнодушной. Это Олег Аккуратов, человек, который играет и поет сердцем (музыкант от рождения слепой, но это не мешает ему быть успешным и востребованным). Это бразильские ритмы Santiago Ferreira Band, это неиссякаемая энергия и уникальное мастерство Алексея Кузнецова, который недавно отметил свое 75-летие, это и сам Леонид Винцкевич, который создает на сцене такой драйв, что им просто невозможно не проникнуться.
- В этом году наш город, наконец, представит на джазовом фестивале свой бигбэнд - то, чего давно ждали все поклонники этой музыки. На концерте с оркестром выступит замечательная и уже полюбившаяся воронежцам Карина Кожевникова. Как Вы думаете, Big Band Воронежской филармонии - это новый бренд в музыкальной культуре города?
- Мне очень приятно, что те процессы в культурной жизни города, которые, смею надеяться, мы помогли запустить, которые инициировал наш фестиваль, идут полным ходом. Интерес к джазовой музыке растет, растут и молодые музыканты. У нас уже есть полноценное джазовое образование и у нас есть кого показать джазовой публике. И это - один из признаков города-миллионника и реальный повод для гордости. Я говорю о некоем появляющемся у нас культурном слое, способном рождать хороших музыкантов и творцов. Ведь если есть образовательная структура, то с течением времени возникает не просто слой интеллигенции - образованных, культурных людей и одаренных музыкантов, - появляется определенное сообщество людей, которые тянут за собой, генерируют творческую энергию. И это тот самый мейнстрим, в хорошем смысле слова. То самое течение, которое меняет лицо города изнутри, создает новый характер города, позиционирует его уже по-новому. И если мы говорим о Воронеже глобально в контексте брендинга территорий, то одним из важных штрихов здесь должно являться наличие полноценного качественного музыкального бэкграунда. Думаю, новый джазовый оркестр Воронежской филармонии - более чем достойный во всех смыслах проект, который будет развиваться и прирастать новыми талантами.
- "Джазовая провинция" уже перешагнула 20-летний рубеж. То есть за это время сменилось целое поколение, выросли дети тех, кто делал первые концерты, и тех, кто на них выступал, и кто-то, как, скажем, Николай Винцкевич и Леонид Junior, продолжил семейную музыкальную династию. В Вашей семье идея преемственности поддерживается? Хотелось бы, чтобы сыновья приобщались к делу, которому Вы отдаете столько энергии, сил и вдохновения?
- Для меня эта идея, в случае с семьями музыкантов, - классный пример служения музыке. У детей и внуков Леонида Винцкевича как организатора и идейного вдохновителя фестиваля есть счастливая возможность выступать на одной сцене с великими музыкантами - эта школа дорогого стоит. Безусловно, мои дети просто не могут не интересоваться джазовой музыкой - оба сына, что уж там, выросли за кулисами фестиваля, они слушают эту музыку дома, в машине, это естественно. Старшему, Никите, уже восемнадцать, он сейчас получает высшее классическое музыкальное образование, но параллельно интересуется и джазом. А десятилетний Илья недавно, весной, когда мы составляли программу 2016 года,