Как уже сообщил 36on.ru, на днях был ликвидирован воронежский кредитный кооператив «Финансист», чье банкротство в свое время вызвало немалый резонанс в Воронеже. «Финансист» - одно из немногих кредитных кооперативов, в ходе банкротства которого было произведено замещение активов: собственность кооператива была выведена в новое предприятие («Ренессанс»), и кредиторы (бывшие вкладчики) получили часть долга акциями. По утверждению конкурсного управляющего «Финансиста» Игоря Вышегородцева, это единственный случай, когда вкладчики финансового кооператива каким-либо образом вернули свои средства при банкротстве. Позже Вышегородцев пытался повторить этот опыт при банкротстве кооператива «Инвестор-98» в Ростовской области, но безуспешно.
Напомним, банкротство «Финансиста» продолжалось почти пять лет, с сентября 2009 года. Его кредиторами стали около 800 человек, вложивших в кредитное учреждение 238 млн. рублей. До кризиса 2008 года кредитные кооперативы были очень популярны, поскольку предлагали проценты по вкладам выше банковских. Собранные с населения деньги они вкладывали в постоянно поднимавшуюся в цене недвижимость или выдавали кредиты (тоже недешевые) частным лицам и организациям. В кризис цена недвижимости упала, а многие заемщики не смогли расплатиться – финансовые кооперативы начали банкротиться один за другим. А поскольку состояли в них сотни и тысячи людей, многие из которых вложили все свои сбережения, проблему заметили и пресса, и власти.
При банкротстве «Финансиста» была применена довольно необычная для подобных случаев схема: все обнаруженное имущество кооператива решением кредиторов (бывших пайщиков) передается новому предприятию, и каждый из них получает свою долю его акций. Часть задолженности (не слишком большую – 6,13 % или 14,2 млн. рублей) удалось взыскать деньгами, остальное (а это 217,5 млн. рублей) – акциями «Ренессанса». Предполагается, что руководство предприятия сдает имущество в аренду и выплачивает акционерам (все тем же пайщикам) дивиденды, а при хорошей возможности – продает это имущество и, опять же, расплачивается с акционерами. Не сказать, что процесс идет ударными темпами – за весь 2013 год «Ренессанс» реализовал имущества на 2,5 млн. рублей. Но это реальные активы (коммерческая недвижимость, жилые и нежилые помещения, парковки, земельные участки), они существуют и принадлежат держателям акций.
Игорь Вышегородцев утверждает, что из четырех обанкротившихся в Воронеже кредитных кооперативов рассчитаться с пайщиками смог только «Финансист».
Позже арбитражный управляющий попытался применить ту же схему в Ростовской области, где он вел процедуру кооператива «ПС «Инвестор-98» (Новочеркасск). Тот обанкротился еще раньше, чем «Финансист» – в 2008 году. В Ростовской области кредитные кооперативы оказались значительно более популярны, чем в Воронежской: только у «Инвестора-98» было около восьми тысяч пайщиков, вложивших в него в совокупности 2,8 млрд. рублей. Основное имущество кооператива состояло из недвижимости стоимостью 47,5 млн. рублей, и дебиторской задолженности (выданных займов) на 1,8 миллиарда рублей. Т.е. не полностью, но большую часть средств пайщиков можно было вернуть.
Игорь Вышегородцев стал уже третьим конкурсным управляющим ростовского кооператива. В феврале 2012 года Вышегородцев попытался провести в Новочеркасске собрание кредиторов ПК «ПС «Инвестор-98» с вопросом создать ОАО «Национальное инвестиционное товарищество» и внести в его уставной капитал имущество кооператива. Но для того, чтобы решение собрания получило законную силу, на нем должны присутствовать не менее половины кредиторов, т.е. более четырех тысяч человек. Как выяснилось, это физически невозможно. Явка составила менее 30% от числа всех включённых в реестр требований кредиторов. И при том, что большая часть присутствовавших поддержало идею замещения капитала, собрание не было признано состоявшимся. В более компактном «Финансисте» удалось собрать более 70% кредиторов.
После еще нескольких попыток Игорь Вышегородцев уходит с должности, так и не заплатив ростовским кредиторам ни одной копейки. На его место приходит уже четвертый конкурсный управляющий «Инвестора-98», а через три месяца его отстраняет суд и вместо него приходит пятый. Через два месяца уходит по собственному желанию. Сейчас процедуру, которая продолжается шесть лет, ведет шестой по счёту конкурсный управляющий. И ни одной копейки выплат кредиторам нет. Недвижимость не продана. Долги не взысканы. Банкротство всё еще идёт.
Известно, что в начале десятилетия кредитные кооперативы снова получили популярность. Согласно реестру ЦБ РФ, в России зарегистрировано 3,5 тысяч кредитных потребительских кооперативов (КПК). Их пайщиками являются 1,1 млн. человек. Остается надеяться, что они в курсе рисков и возможностей КПК. Которые, кстати, были изобретены не для того, чтобы спекулировать недвижимостью и заниматься микрокредитованием, а для того, чтобы поддерживать недорогими кредитами своих пайщиков. Как, в частности, действуют сельскохозяйственные кредитные кооперативы.