На XII Медиафоруме раскроют механизмы маскировки применения биологического оружия

О заморозках до -5 в выходные предупредили воронежцев

В Воронежской области может находиться военнослужащий, самовольно оставивший часть

На XII Медиафоруме в Воронеже военкор НТВ раскроет изнанку своей профессии

Репетиция Парада Победы 4 мая состоится в Воронеже

Первая майская гроза в Воронежской области ожидается уже 2 мая

7 легковушек и 1 ПАЗик столкнулись у Центрального парка в Воронеже

Большая часть дня будет сложной, но во всем есть свои плюсы, уверяют астрологи.

Воронежцам напомнили о штрафах за несданную вовремя налоговую декларацию

Лучший бомбардир воронежского «Факела» из-за тяжелой травмы завершил сезон

Воронежцам показали проект поликлиники в Железнодорожном районе

В Воронеже концепцию парка «Танаис» архитектурная комиссия отправила на доработку

Ушедший из «Факела» Ташуев решил дела за сутки и готов работать

Игорь Черевченко возглавил воронежский «Факел» после ухода Ташуева

В Воронеже на улице Крынина восстановили работу уличного освещения и светофоров

Сегодня будет много общения, встреч и дел, готовьтесь.

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже в первые майские выходные

Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Авторы 26273

«Нимфоманка» Ларса фон Триера: полифония секса


ТЕКСТ: Анастасия Сарма

14 февраля, в католический День всех влюбленных, в воронежских кинотеатрах стартовала первая часть нашумевшего фильма Ларса фон Триера «Нимфоманка». В преддверии картины публику дразнили провокационными трейлерами и постерами – на лицах актеров отражалась вся палитра эмоций, переживаемых во время оргазма. Незадолго до премьеры фильма возбудились даже воронежские противники режиссера – борцы за нравственность и партизаны духовных скреп, которые призвали бойкотировать кино. Выглядело это как провокация местных поклонников датского режиссера, который, как известно, сам отчаянных любитель провокаций. Благодаря такой «рекламе» на фильм пошли даже те, кто туда не собирался. 
 
Задолго до того, как приступить к съемкам фильма, Ларс фон Триер неоднократно говорил, что хочет снять по-настоящему честное кино - порнофильм. Кое-что из этого честного кино он воспроизвел в фильме «Идиоты» 1998 года. Правда, сцена эта получилось комичной. 
 
Триеру свойственно снимать фильмы-трилогии. Первой из них стала трилогия «Европа», в которую вошли фильмы «Элемент преступления» (1984), «Эпидемия» (1987) и «Европа» (1991). Затем была трилогия «Золотое сердце», включившая в себя настоящие шедевры «Рассекая волны» (1996), «Идиоты» (1998) и «Танцующую в темноте» (2000). После нее Триер приступил к работе над трилогией «США - страна возможностей», но снял только два фильма из запланированных трех – «Догвилль» (2003) и «Мандерлей» (2005) – впал в депрессию. И вместо завершающего трилогию фильма «Вашингтон» снял комедию «Самый главный босс» (2006). 
 
В 2009 году порождением депрессии режиссера стала его очередная трилогия, которая так и называется – трилогия депрессии. На Каннском кинофестивале показали первую ее часть – фильм ужасов «Антихрист», работа над сценарием для него стал своего рода психоанализом. Ошеломленный зритель увидел крупным планом гениталии актеров и садистские сцены. Ничего подобного не было во второй части депрессивной трилогии – величественном и чарующем фильме «Меланхолия» ( 2011), который как бы сплетен из живописного кружева, аллюзий на прерафаэлитов, гравюры Дюрера и Кранаха. Эротических сцен в нем – раз, два – и обчелся – они невинные, краткие и происходят между делом. Потому что не это главное. 
 
«Нимфоманка», которая вошла в российский прокат позже европейского, завершает масштабную задумку режиссера. Изначальный, авторский хронометраж фильма – 5,5 часов. Сокращать его Триер не собирался, но по настоянию его продюсера, Петера Ольбека Йенсена, фильм пришлось сократить до четырех часов. А потом – разбить на две равные части. Каждая из них – прокатная версия фильма. Полное же, неподвластное цензуре авторское творение, режиссер показал на Берлинском кинофестивале. Как заявлял сам фон Триер, к монтажу прокатной версии фильма он не имеет никакого отношения, а до премьеры фильма ее даже не видел.
 
Актеров в «Нимфоманку» собрали с филигранной точностью. Здесь и уже знакомая зрителю по «Антихристу» и «Меланхолии», любимая актриса Триера Шарлотта Генсбур, и голливудские красавчики Шайа ЛаБаф («Трансформеры») и Кристиан Слэйтер («Имя розы», «Игры разума»), и тарантиновская муза Ума Турман, которой в фильм принадлежит гениальный 20-минутный монолог обиженной жены, заявившейся с тремя детьми к любовнице мужа – нашей нимфоманке. В фильме играют Удо Кир («Догвилль», «Душевная кухня»), Уильем Дефо («Антихрист») и Стеллан Скарсгард, сыгравший роль Яна в триеровском фильме «Рассекая волны». На этот раз – в роли пожилого иудея Селигмана. В главной роли – юная актриса нимфеточного типажа Стейси Мартин, для которой «Нимфоманка» - дебют.
 
Вопреки интригующей рекламной кампании фильма, не обнаружила в нем ничего шокирующего. Да, здесь можно увидеть целую картотеку мужских половых органов разных рас и национальностей (коллекция главной героини), есть в фильме и порнографические сцены, но это лишь канва, узор, незамысловатая форма подачи.
 
Нимфоманка: Часть 1 (Nymphomaniac) - официальный трейлер
 
 
Господа и товарищи, защищающие духовные скрепы, удивятся, узнав, что фон Триер - поклонник Андрея Тарковского. Практически во всех фильмах датчанина можно увидеть кодовые образы, отсылающие к великому русскому режиссеру. В «Меланхолии» это картина Брейгеля «Охотники на снегу» (на нее же смотрит главный герой «Соляриса»). А начало «Нимфоманки» - своеобразный отсыл к началу «Сталкера» (прислушайтесь к шуму поезда, дрожанию предметов от его приближения). Это фильм-исповедь, фильм-психоанализ, где врачевателем психологических ран найденной им на улице избитой женщины выступает немолодой иудей Селигман. Разница в том, что в кабинете психоаналитика стоит кушетка, а здесь – кровать, на которой лежит битая жизнью Жюстина маркиза де Сада. Правда, Жюстина – лишь жертва обстоятельств, а не заложница своей ненасытности.
 
Несмотря на то, что жанр фильма преподнесен как эротическая драма, в нем много комичного и ироничного. Две девчонки-безбилетницы, одетые в яркие и вызывающие наряды, запрыгивают в поезд и на спор соревнуются между собой, кто из них трахнет больше незнакомых мужчин. Приз победительнице - мешочек шоколадных конфет. Механизм «съёма» незнакомцев рыбак Селигман сравнивает с разными приемами ловли рыбы. А кожаные красные шорты и боевой раскрас – с красивой приманкой для самых недоступных рыб, которые прячутся на глубине, в вагоне первого класса. Кстати, те же самые красные шорты надевает Бэс – «святая грешница» из шедевра 1996 года «Рассекая волны». И если внимательно присмотреться, именно оттуда растут корни нынешней «Нимфоманки». Сравните лица взрослой Бэс и девочки Джо – они похожи. Те же широко, по-детски круглые голубые глаза, готовые верить и удивляться. А сцена в поезде со съемом юной нимфоманкой незнакомцев поразительно напоминает встречу Бэс с незнакомым мужчиной на заднем сидении автобуса. 
 
Бэс состоит на учете у психиатра и обладает способностью общаться с Богом, а секс с незнакомыми мужчинами для нее – жертвоприношение во имя парализованного мужа. Это не грех, а продолжение ее молитвы. Это муж требует от нее завести любовника и спать с кем попало («Это поможет мне выжить. Это будем ты и я. Сделай это ради меня»). Сексуальные приключения Бэс Ян просит ему пересказывать, и это помогает ему не только выжить, но и пойти на поправку. Бэс – это мученица, которая вместо рубища носит наряд шлюхи, кожаные красные шорты. Она проходит по пути всех святых страстотерпцев – через закрытые двери и швыряемые в нее камни, через издевательства и одиночество, через раны, похожие на те, что оставляет терновый венок. А когда она умирает, происходит чудо – ее любимый встает на ноги, а во время морских похорон по погибшей звонят небесные колокола – те, которых не было на колокольне богооставленной церкви. 
 
Юная нимфоманка Джо сама себе ставит диагноз и не верит ни в Бога, ни в любовь, ни в саму себя. Она – полная противоположность Бэс, которая была одержима Богом. Нимфоманка Джо одержима сексом и за ночь успевает переспать с семью мужчинами. А чтобы как-то сконструировать модель своей жизни, выдумывает игру – кидает кости, и выбирает партнеров исходя из получившейся числовой комбинации. Кстати, числа Фибоначчи то и дело вплетаются в сексуальные сцены. Джо, как и ее подруги по клубу юных нимфоманок, ищет свой алхимический элемент, не подозревая, что это то, во что она отказывается верить. «В сексе есть секретный ингредиент – любовь», - говорит ей на ухо подруга, которая нарушила одну из заповедей клуба – не спать с одним партнером более одного раза. Джо тоже находит свой ингредиент – Джерома. И, когда он исчезает из ее жизни, пытается сконструировать его по частям – паззлам. Для этого садится в вагон метро и «собирает» свою мечту, глядя на руки одного, ботинки другого, глаза третьего. Но, казалось бы, собранная модель мира каждый раз рассыпается. 
 
Этот фильм - партитура фуги. Помимо «Раммштайна» (их песни были саундтреками в линчевском «Шоссе в никуда», где, кстати, сопровождали сексуальные сцены), «Нимфоманку» сопровождает Бах (отсыл к Тарковскому). Пока внимательный слушатель героини Шарлотты Гензбур рассказывает ей о понятии полифонии в музыке, которая наиболее совершенно выразилась в творчестве Баха, она сравнивает трех своих любовников с тремя основными партиями органа: тут и бас, и альт, и сопрано. 
 
В фильме есть еще один музыкальный термин - тритон - диссонирующий музыкальный интервал в три тона, которым сопровождаются «черные мессы» клуба юных нимфоманок. За резкое, неустойчивое звучание тритон с начала XVIII века называли «дьявольским интервалом». С эпохи позднего средневековья и до эпохи барокко тритон был запрещён. Подобные экскурсы – то в историю музыки, то в рыбалку, то в математику - не могут не напомнить захватывающие блокбастеры типа «Кода да Винчи». И это прекрасный режиссерский стёб.
 
Так что же с честным порнофильмом? «Нимфоманка» не относится к их числу. В ней много поэтичного и драматичного - тех сцен, смотреть на которые без слез невозможно. Например, сцена умирания прекрасного отца Джо. Многочисленные сексуальные сцены фильма не призваны возбуждать похоть. А, скорее, вызвать сочувствие главной героине. 
 
«Нимфоманка» - это всестороннее исследование секса – лазейки, открывающей скрытого человека - «идиота» (именно его искали в себе персонажи одноименного фильма Триера). Секс исследуется с биологической, зоологической, музыкальной и даже математической точек зрения. Зрителю, который пришел посмотреть на откровенные сцены, рассказывают и об откровении деревьев и природы. Считайте, что Ларс фон Триер снял очередной просветительский проект. Кстати, поклонники режиссера найдут в фильме и кадры из "Меланхолии". Посмотрите, и если вы не из ханжей, не пожалеете.
 
Нимфоманка: часть 2 - трейлер