Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

20 пожарных расчетов борются с огнем на улице Солнечной в Воронеже

Большинство воронежцев не готовы отказаться от наличных

Воронежцы не могут добиться расселение признанного опасным для проживания векового деревянного дома

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже на длинной рабочей неделе

Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

Авторы 5294

Воздух -- земля (на аэродроме Балтимор тихо не бывает никогда)

"В ходе модернизации Вооруженных сил упор будет сделан на высокоточное оружие и самолеты как способ его доставки", -- сообщил начальник генштаба Николай Макаров, побывавший в Воронеже. По его словам, авиация стран Запада эффективно проводит военные операции, почти не задействуя наземные силы. И  иностранным ВВС удается минимизировать потери. От наших летчиков Минобороны также требует более эффективно поражать объекты противника, не заходя в зону действия ПВО.

Танковые колонны бомбардировщики Су-24 бомбят, как консервные банки вскрывают: в несколько проходов. Острый, похожий на наконечник стрелы самолет проносится над бурым полем. Из земли, как зубы дракона, торчат искрошенные в пыль бетонные сооружения. За ними темнеет бронетехника. Отделившуюся бомбу выдает парашют: Су-24 работают с малых высот, 200-600 м, и бомбу притормаживают, давая самолету уйти. Отстрелявшись, "Сухой" резко набирает высоту, поворачивается на крыло и по красивой дуге уходит за горизонт. На Погоново временно наступает тишина.



На аэродроме Балтимор тихо не бывает никогда. Последние год-полтора полеты отсюда осуществляются ежедневно в любую погоду. Летают все -- от молодых лейтенантов до командира авиабазы, -- днем и ночью, на разведку и бомбежку. "Нормы такие, что летчики физически устают, -- рассказал один из офицеров. -- Бывает по нескольку вылетов в день". Зеленый ЗиЛ вытаскивал со стоянки на бетонное поле бомбардировщики. КамАЗ привез вереницу закамуфлированных тележек, похожих на багажные, -- в них инвентарь техников. Вокруг пожарной машины слонялись солдаты в брезенте. Под крыло Су-24 с номером "20" на борту встал ГАЗ-66 и присоединился к самолету черным шлангом. "Шланг закачивает масло для гидросистем и двигателей", -- пояснил техник в синем берете и комбинезоне с эмблемой ВВС на плече. На въезде на аэродром грузовики преодолевают небольшой бассейн, чтобы не занести на летное поле камешки. ЗиЛ протащил по полю серый угловатый МиГ-25. Нос перехватчика украшали три ордена и надпись "Борисовский". На борту, под фонарем кабины красные звезды в несколько рядов -- побольше, чем у Маэстро из фильма "В бой идут одни старики". "За участие в боевых действиях", -- сказал техник. В чудовищных соплах МиГа ехали стремянки.

Другой ЗиЛ встал меж двух бомбардировщиков, растопырил решетчатые фермы и радостно загудел. С ферм под крылья самолетов уходили черные кабели, заряжая бортовые аккумуляторы. В полет Су-24 снаряжали несколько команд. Одни открывали люки и лючки, в изобилии рассеянные по серой туше сверхзвукового бомбардировщика, снимали показания спрятанных за ними приборов, вынимали электронные блоки и вставляли новые, что-то непрерывно записывали в журнал подготовки самолета. Проделав положенное, они возвращали элементы обшивки на место, заворачивая здоровенной отверткой замки по периметру. Другие сидели в кабинах, проверяя приборы навигации и связи. Третьи несли из КамАЗа зеленые мешки -- тормозные парашюты. Четвертые, присев на корточки, колдовали под днищем бомбардировщика, из которого глядело в землю желтое око прицела. Из очередного грузовика с синей полосой и надписью "Кислород медицинский" вылез солдат в белом халате. Отцепив от машины шланг с ярко начищенным наконечником, он пристроил его в нужный разъем самолета. "Кислород для дыхания летчиков и розжига форсажной камеры", -- сообщил медицинский брат. С другой стороны в Су-24 закачивали азот. Масленка свернула шланг и переехала к соседнему бомбардировщику.

Под крыльями самолетов лежали на бетоне огромные сигары подвесных баков -- с их помощью Су-24 может пролететь 3 тыс. км. Пусковые установки неуправляемых ракет хищно щерились пустыми жерлами. Из двух невысоких холмов за пределами летного поля команда оружейников доставала бомбы и грузила их на тележки. "ФАБ-500, вес -- полтонны, штурмовая бомба для работы с малых высот, 300 -- 600 м. Во время отделения раскрывается парашют, чтобы самолет успел уйти", -- сообщил старший техник группы вооружения Андрей Корниенко. За его спиной десяток солдат вручную цеплял к самолету бак. Для бомб на Балтиморе есть гидравлические подъемники. Со стороны штаба появился первый летчик, в парашютной подвеске и со шлемом в руках.

 

Над штабом возвышалась стеклянная надстройка командно-диспетчерского пункта. Подниматься туда надо по крутой узкой лесенке. "Предстоят полеты по плану учебно-боевой подготовки. Погода нормальная, облачность 600 м, видимость 10 км. Ветер 30 градусов 3 м/с", -- перед руководителем полетов Александром Козловым светились зеленым экраны локаторов. Со всех сторон его окружали табло, микрофоны и телефоны. Слева перед экранами сидели два диспетчера. Один курировал зону взлета, другой -- небо. Позывной у КДП -- "Альбом". Дальнюю зону контролирует "Букинист". По экранам бежали зеленые линии. В такт им в разных местах Балтимора и за его пределами вращались и кивали радарные антенны. К флагштоку был прицеплен флаг ВВС. "Поднимем, когда полеты начнутся, -- сказал Козлов. -- Разведчик сядет, потом будет весь ритуал: две зеленые ракеты, подъем флага...".

Перед ним ожили динамики: 642-й просил разрешения на запуск двигателей. Каждый полетный день на Балтиморе начинается с воздушной разведки -- Су-24МР проходит по маршруту, оценивает облачность, видимость, проверяет работу аэродромных систем и связи. После его посадки происходит уточнение заданий, и начинается работа. "642-й, запускайтесь", -- произнес руководитель полетов в микрофон. Со стороны летного поля донесся грохот. Он усилился до рева, потом стих.

-- Я 642-й, выруливаю? -- донесся спокойный голос из динамиков.

-- 642-й, выруливайте.

Серый с белым носом борт выкатился из ряда и поехал в сторону взлетно-посадочной полосы. По дороге он проверил работу аэродромных светофоров и развернулся.

-- 642-й к взлету на форсаже готов.

-- 642-й, взлетайте.

Над землей покатился знакомый гром, заверещали автосигнализации. Острый профиль бомбардировщика поднялся на дрожащем хвосте и впился в осеннее небо. 



"642-й, связь на резервной, как принимаете?" -- Козлов проверял связь с экипажем на разных каналах: двух рабочих, запасном и аварийном. Бодрый голос заверил, что принимает хорошо. Пару минут спустя летчик доложил погоду над полигоном: "Два слоя облачности, 1200 и 4200 м, под облаками видимость 8 км, над -- 10. Опасных явлений не обнаружено", -- и развернулся на базу. Между Балтимором и Погоново 12 км -- если по прямой, полторы минуты лету. Рейс бомбардировщика со взлетом, посадкой и несколькими боевыми заходами занимает полчаса. Напоследок разведчик с грохотом прошел над летным полем, где готовили к старту другие самолеты.

На Погоново было тихо, просторно и безлюдно. Полигон занимает 10 тыс. га под Воронежем, среди соснового леса. Здесь упражняются различные рода войск: ездили танки 20-й армии, бродила пехота -- у авиационной мишени мы увидели заряд от подствольника, а сейчас в разных его концах работают саперы и бомбардировщики. У вышки командного пункта лежат два самолетных остова: у одного не хватает хвоста, у другого -- крыльев. Фюзеляжи изрешечены снарядами и осколками. "Мы их на время стрельб вытаскиваем, а потом обратно убираем, а то цыгане не раз пытались украсть", -- пояснил командир взвода Игорь Тоношев.

Собачка Даша, гремя цепью, облаяла штурмана авиабазы, у КП выстроился расчет. Полковник Путинцев тихим голосом поставил задачи и напомнил о технике безопасности. Приложил руку к пилотке с пропеллером и распустил расчет по местам. На первом этаже, в столовой, истекал соком взрезанный арбуз.

С вышки зона работы авиации была как на ладони. Слева, поближе, торчал из земли издырявленный белый автобусный остов -- 100-я мишень, где летчики отрабатывают стрельбу из пушки и неуправляемыми ракетами. Их останки там попадаются на каждом шагу. За автобусом торчат из земли две деревянные пушки. Рядом зарастает травой настоящая, но изорванная в клочья. Доски одной из мишеней встали дыбом от прямого попадания. "Метко летчики стреляют, мы не успеваем мишени строить", -- пожаловался Тоношев. Урны на полигоне сделаны из хвостовиков авиабомб.

Справа, подальше, мишень № 20 -- танковая колонна, которую предстояло бомбить. В небе, над облаками бродил отдаленный гул приближающегося самолета. Если противник его слышит, сдаваться уже поздно. Из рации на КП сыпались цифры: "Я 649-й, занял 600". В небе над полигоном плавал коршун. Опережая свой звук, справа из-за деревьев вынырнул самолет, прошел чуть выше птицы и с грохотом ушел в высоту. Коршун не обратил на него никакого внимания. "Первый заход тактический, -- объяснил штурман. -- Теперь он снизится до 400 и пойдет на боевой". Су-24 снова вынырнул из-за леса, стремительно понесся над самой землей, уронил бомбу -- ее было заметно по белому лоскутку парашюта -- и резко пошел  вверх. Бомба наискось долетела до земли, сверкнула багровая вспышка, над ней вырос дымный гриб с пухлой шляпкой. Секунд через десять до вышки докатился хлесткий звук взрыва. Бомбардировщик погудел в вышине и улетел на базу.



100-я мишень, по которой работал Су-24, представляет собой лунный пейзаж. Бурый, много раз перевернутый взрывами песок изрыт воронками разной глубины -- от небольших до двухметровых. "Полуторки кидать перестали (ФАБ-1500. -- А. В.), в их воронках грузовик скрывался, -- заметил Тоношев. -- Вот, например, свежая". Земля на дне ямы спеклась в белую массу. Кругом валялись обугленные жгуты парашютных подвесок: ФАБ-500 сыплются на "танковую колонну" ежедневно  десятками. От бронетехники осталась условность: два дырявых остова от БМП, накрытые вместо башен кабинами от старых ракетных тягачей. "А вот ночная мишень, -- командир взвода указал на круг из металлических плошек с крестом посередине. -- Сюда мы наливаем керосин и поджигаем". Неподалеку валялась половинка маленькой маркерной бомбы с красным порошком внутри. При попадании в землю она образует пятно, в которое должен попасть ведомый. На борту БМП среди дыр размером с кулак чудом уцелел бортовой номер -- "392". С внутренней стороны сохранилась табличка "Курить запрещено". Чуть дальше из земли, как зубы дракона, торчали обломки дотов -- по ним Су-24 работают бетонобойными бомбами.

"Точность попадания оценивается с трех вышек, расположенных вокруг мишени под углом примерно 120 градусов друг к другу. На каждой сидит штурман, который засекает вспышку и прокладывает пеленг на планшете. Там, где три пеленга встречаются, и упала бомба, -- рассказал Путинцев. -- Оборудование устарело, скоро нам должны поставить новую аппаратуру, которая будет сама все рассчитывать и выдавать результаты на принтер". Между тем в небе снова загудело. 

-- 641-й. На боевом, снижение 400, -- проснулась рация.

-- 641-й, выполняйте, -- отозвался Путинцев.

Снова пронесся самолет, от него отделилась черная капля.

-- Сброс, - доложил летчик

-- Маневр, -- скомандовал штурман.

Оставляя за собой дымную струю, бомбардировщик задрал нос и ушел в облака. На земле взметнулось дымное облако, сверкнул огонь из его сердцевины, с большим запозданием донесся грохот. Один за другим следовали доклады.

-- 641-й, набор 900.

-- Я 653-й, прошу разворот на боевой.

-- 653-й, разворот на боевой разрешаю, снижение до двухсот.

Проход над полем, сброс и маневр. Новый взрыв на покрытом дымами поле и удар.

-- 653-й, работу наблюдал, -- сообщил Путинцев.

Фото: Игорь ФИЛОНОВ