По данным экспертов департамента, проект, на котором расписался их руководитель, не проходил государственную историко-культурную экспертизу. Таким образом, Образцов нарушил требования им же подписанного приказа от 8 декабря 2009 года №620-ОД об утверждении границ территорий и режима использования объектов культурного наследия регионального значения, расположенных в Воронеже. Согласно данному документу, в границах памятника запрещено любое новое строительство. Также федеральный закон от 25 июня 2002-го №73 об объектах культурного наследия народов РФ совсем не предусматривает появление многоэтажек на месте памятников, да еще без государственной историко-культурной экспертизы проекта. Однако ОАО «Домостроительный комбинат» депутата облдумы Сергея Лукина получил одобрение управленца. Хотя если вспоминать историю Толстовского дома в последние годы – два пожара в границах памятника, несанкционированные земляные работы да и просто продолжающееся дряхление усадьбы – становится очевидно, что Образцову давно следовало обратиться с иском к ДСК как к нерадивому собственнику памятника и постараться вернуть его под крыло государства.
Напомним, что здания на ул. Платонова, 9 и 11 приняты под госохрану решением исполкома Воронежского областного Совета народных депутатов еще в 1987 году. Однако уже в XXI веке усадьба Быстржинских оказалась в собственности ДСК и его «дочки» - и ООО «КомплексТехСтрой», с которыми в начале 2010-го управлением культуры области заключило охранные обязательства. В конце марта 2010-го управление согласовало проект по реставрации объектов культурного наследия, в том числе обновление главных фасадов зданий. Однако согласно отчетам, представленным собственниками памятника, планы проведения ремонтно-реставрационных работ никто не соблюдал, мероприятий по сохранению объектов не проводилось, что значительно ухудшило техническое состояние усадьбы.
В декабре прошлого года управление культуры по заявлению ДСК продлило сроки проведения работ до конца 2011-го. Также чиновники совместно с экспертами госинспекции охраны историко-культурного наследия области рассмотрели научно-проектную документацию по возведению на территории усадьбы жилого комплекса в 17-15-14 этажей, который явно нарушает целостность памятника. В результате собственникам указали на невозможность ведения нового строительства в границах объектов культурного наследия, рекомендовали доработать проект с учетом действующего законодательства.
Начальник управления капитального строительства ДСК Игорь Науменко подтвердил нам, что проект приспособления памятников под новое строительство прошел согласование в департаменте культуры. На участке, по словам Науменко, остаются объемы памятника (без задней части дворовых фасадов) и встраиваются в новое здание, число этажей которого несколько снизили по сравнению с тем вариантом, который ранее проектная организация «Жилпроект» Петра Михина предоставляла на градостроительные слушанья.
Сам Михин рассказал, что проект приспособления готовился еще года два назад, прошел около шести градостроительных советов. На последнем и была представлена пониженная этажность комплекса (над памятником надстроят максимум 10 этажей), которая якобы и была утверждена на градсовете. «Жилпроект» всегда проектирует по нормативной базе, - заверил Петр Валентинович. - У меня нарушений нет, это подтвердили все согласования, в том числе культурного наследия».
Кстати: Толстовский дом расположен не просто в историческом, а в исторически-планировочном центре города. В конце XVIII - начале XIX веке этот участок на Большой Девицкой (нынче улица Платонова) застраивался капитальными одно- и двухэтажными жилыми домами в стиле классицизма. Сохранившийся комплекс памятников культуры дома 1, 3, 3а, 5, 9, 11, 14 и 16 по улице Платонова и 41по улице Орджоникидзе представляет собой эклектичный, но масштабный ансамбль, где в оформление зданий внесены элементы неоклассицизма. Начиная с 1893 года и до мунипализации усадьбы в 1920-х, архивы фиксируют в качестве ее владельцев и жильцов дворян Быстржинских. Станислав Антонович был известным в городе юристом, в 1887 году его назначают товарищем председателя Воронежского окружного суда. За службу он удостоен орденов Св. Станислава, Св. Анны, Св. Владимира и других наград. Его жена Екатерина Николаевна посвятила себя благотворительности. После их смерти владение домом переходит к их сыну Константину Станиславовичу и его жене. Уже они, не имея недостатка в средствах, проводят реконструкцию приусадебных построек. До наших дней дошел один из флигелей - левый, теперь дом 9. Он оформлен с тяготением к элементам ренессанса и пока еще соединен арочными воротами с главным домом 11. В 1894 году в Воронежском окружном суде вступает в должность новый председатель Иван Денисенко. Его ближайший подчиненный Станислав Быстржинский предоставляет ему квартиру в своем доме. И Иван Васильевич с женой Еленой Сергеевной, племянницей Льва Николаевича Толстого, переселяется на Большую Девицкую. В этом же году писатель по пути из города Ржевска заезжает в Воронежскую губернию к родственнице. Пока точно не установлено, в каком доме гостил тогда Лев Николаевич: одиннадцатом или девятом, потому что как раз в то время Быстржинские делали ремонт и занимались достройкой усадьбы. В любом случае с именем Толстого стоит связывать не один дом, а всю усадьбу.