«Ау фидерзейн»
Кроме самого дворца с въездными воротами в виде двух кирпичных башен, увенчанных зубцами, на довольно обширной территории расположено еще более десятка других построек, связанных с главным зданием и по стилистике, и по своим функциям. Например, на улице Мосина сохранился изящный, хотя и порядком обветшавший Свитский корпус, водонапорная башня, бывший манеж (ныне – Дом культуры сахарников). На улице Школьной внимание привлекают романтический «мостик влюбленных», флигель «Уютный» с узорчатыми кованными решетками. От разрушенного сахзавода, который, к слову, является памятником промышленной архитектуры и тоже должен охраняться государством, от реки Воронеж вверх поднимается каменная лестница с гротом. На бровке берега расположен бывший дом для рабочих завода, так называемый «Монастырь».
В соседнем имении «Ольгино», также некогда принадлежащем Ольденбургским, сохранились старинные липы и дубы-великаны (остатки прежде богатого усадебного парка), интереснейший флигель в стиле модерн, двухэтажный старинный дом, в котором только посвященный сможет угадать былое величие архитектуры. С высокого мыса на берегу реки Воронеж, с так называемой «Ольгиной поляны», открывается волшебный вид на левобережье с его лесными далями, на протоки, а на правом берегу – на все постройки ансамбля. Именно на этой поляне любила рисовать пейзажи хозяйка усадьбы - Ольга Александровна Романова-Ольденбургская.
Вокруг Рамонского дворца возникло немало легенд и вымыслов. Последние его владельцы носили столь знатные титулы, что произносить их имена в годы советской власти было небезопасно. По той же причине ансамбль отнесли в 1960 году Советом Министров РСФСР к памятникам архитектуры местного (по нынешним нормам - регионального) значения, хотя заслуживал он более высокого ранга. Главное здание является центром и доминантой комплекса, включающего еще 19 памятников архитектуры, связанных с дворцом по стилистике и функциям. Стоит ли говорить, что ландшафтно-архитектурный памятник является единственным в своем роде комплексом Императорской семьи во всем центральном Черноземье. В самом дворце пока еще сохранились по большей части подлинные интерьеры, а также многочисленные архивные фотографии, позволяющие в точности воссоздать утраченные элементы.
Эксперты уверяют, что в целом Рамонские ансамбли располагают уникальными для региона историко-культурными ресурсами. Находящийся на компактной территории в живописном природном окружении комплекс создает предпосылки для развития разнообразных видов туризма и отдыха. После завершения реставрационных работ, ансамбль позволит с максимальной самоокупаемостью использовать объект культурного наследия в коммерческих и культурно-просветительских целях.
Как стало известно «ВК», немецкая компания «Ониксдата» фактически отказалась от проекта перепрофилирования рамонского ансамбля в гостиничный комплекс, как только узнала, что по закону им не позволяется перестраивать дворец. А, как известно, весомые средства со стороны (необходимую ей реконструкцию «Ониксдата» оценила в 40 млн евро) приходят в первую очередь не на возрождение памятников, а для того, чтобы затем вернуться с процентами и, желательно, в самые короткие сроки. Согласитесь, если мы сами не ценим и не сохраняем уникальные объекты, почему мы считаем, что кто-то со стороны покажет нам достойный пример? Рамонский дворец находится в запустении уже больше 15 лет. Подсчитано, что если бы на него ежегодно направлялось даже по 5 млн, он бы уже весь сиял.
Такая корова нужна самому
Основными проблемами, связанными с сохранением комплекса, остаются разные виды собственности исторических объектов, вовлекаемых в возможный инвестиционный проект. Мешает делу и отсутствие, как не странно, разработанных и утверждённых границ территорий, зон охраны и предметов охраны на все местные памятники, за исключением самого дворца принцессы. В отношении него установлены границы территории и предметы охраны. Но это лишь усугубило разницу в степени сохранности объектов культурного наследия, которые, по идее, должны быть неотъемлемыми частями одного проекта. Стыдно сказать, но большинство земельных участков, на которых расположены рамонские памятники, не оформлены в собственность. Хотя местную администрацию, как известно, к бедной отнести язык не поворачивается. Более того, некоторые трудности с охраной комплекса возникают не из-за нехватки денег, а по причине элементарного равнодушия ответственных лиц.
К примеру, в Рамони отсутствуют правили землепользования и застройки с подробными и четкими рекомендациями по возможному возведению строений на участках, прилегающих к территории комплекса, либо непосредственно к ней относящихся. Не определен кроме как на словах характер дальнейшего использования ансамбля. Хотя воронежские эксперты давно и подробно описали пути решения перечисленных выше проблем. В том числе, по мнению местных краеведов и специалистов в области охраны памятников, необходимо: передать все объекты культурного наследия в областную собственность. Иными словами, чересчур предприимчивый глава района Владимир Логвинов должен лишиться даже теоретической возможности нанести урон таким ценностям, как: дворец принцессы, ворота с двумя башнями, свитский корпус, два здания службы, мостик, парковая лестница, водонапорная башня, конюшня для выездных лошадей, флигель «Уютный», два здания больницы, шесть зданий сахзавода, дом «Монастырь» и весь комплекс «Ольгино».
Из приведено выше перечня только дворец принцессы, ворота, мостик и парковая лестница на текущий момент находятся в региональной собственности. Краеведы ратуют за расселение собственников квартир в отдельных объектах культурного наследия, являющихся в настоящее время жилыми домами: свитский корпус и здания службы, «Монастырь» и флигель «Уютный»; а также два здания в имении «Ольгино» - дома для гостей и управляющего. Стоимость жизненно важной разработки и утверждения границ территорий, зон и предметов охраны на все объекты культурного наследия за исключением дворца принцессы оцениваются экспертами примерно в 500 тыс. рублей. И по данным госинспекции охраны историко-культурного наследия области, сегодня региональные власти формируют именно единый участок под комплексом Ольденбургских, решен вопрос с расселением ряда домов-памятников, ведутся переговоры о выкупе с частными лицами - владельцами зданий сахарного завода.
Как вариант воронежские эксперты предлагают рассмотреть возможность использования дворца Ольденбургских для представительских целей. Примером может служить Константиновский дворец в Санкт-Петербурге. Или еще один беспроигрышный вариант - воссоздание в полном объеме интерьеров дворца для открытия в них художественной галереи. В таком случае здание привлечет не только знатоков истории и архитектуры, но и любителей живописи. Реставрацию рамонского дворца, мостика, грота и парковой лестницы специалисты оценили чуть более чем в 600 млн. рублей. Сумма не малая, но в итоге область получит уникальный объект, которым сама сможет распоряжаться, а не надеяться на милость инвесторов (им же можно уже потом отдать под реставрацию и использование остальные объекты комплекса с условием развития прилегающих участков). Получит предмет гордости жителей и постоянного внимания гостей.
Пока региональные чиновники не теряют надежды привлечь инвесторов на оба комплекса Ольденбургских, местные власти, к сожалению, не сидят без дела (во истину необдуманная инициатива порой приводит к удивительным результатам). Такие объекты из ансамбля как «Конюшни для выездных лошадей» и Водонапорная башня находятся в собственности Рамони. Поселковая администрация, по замечанию краеведов, прилагает все усилия для приведения данных объектов в аварийное состояние. Проведенный в августе-сентябре 2010 года ремонт на конюшнях (ныне здешний Дом культуры) без проектной документации, силами организации, не имеющей лицензии на реставрацию объектов культурного наследия, привел практически к полной утрате зданием историко-культурной ценности. Все подлинные декоративные элементы, являющиеся предметом охраны, в процессе работ стоимостью более 10 млн рублей были разрушены и заменены дешевым пенополиуританом. При этом департамент культуры области смог лишь пожурить организаторов работ, однако ни сами власти поселка, ни прокуратура, ни МЧС, ни полиция на письма чиновников не отреагировали. Подумаешь – утрата исторической ценности за 10 млн… Бездумная растрата бюджетных средств и уничтожение предметов охраны всем сошли с рук. Печальная судьба, очевидно, в ближайшее время постигнет и Водонапорную башню. Поселковые власти даже не скрывают своего нежелания проводить реставрацию объекта.
Комплекс «Ольгино» находится в собственности Рамонского района. Уже несколько лет после выведения больницы в новое специально возведенное здание объект пустует. Судя по данным из департамента культуры, власти района хотели первоначально раздробить земельный участок на куски и продать с условием сноса «ветхих» построек (памятников) и строительства новых коттеджей. Однако настоящим откровением для райадминистрации стала информация о невозможности осуществления такой затеи, поскольку разрушение объекта наследия карается законом. Впрочем, складывается впечатление, что местные власти просто поменяли тактику. Теперь в Рамонском районе ждут, пока имение «Ольгино» само развалится от бесхозяйственного отношения. На живописные земли, можно не сомневаться, быстро найдутся покупатели.