В Воронеже ищут подрядчика, который обновит мемориальный комплекс «Памятник Славы»

В Воронежской области поезд врезался в грузовик

 

Парад Победы в Воронеже пройдет без зрителей

Погасший из-за урагана огонь на памятнике Славы в Воронеже вновь загорелся

В Воронеже грузовая «Газель» застряла под Каменным мостом 8 мая

Взрыв после смертельного ДТП с автобусом в Воронежской области попал на видео

Квеквескири: «Факел» при Ташуеве оказался в эмоциональном кризисе

Сегодня можно строить смелые, но разумные планы на будущее, уверят астрологи.

«Факел» обратился в ЭСК РФС после ничьей с «Зенитом»

В Воронеже устраняют аварию, из-за которой без воды остались сотни домов

В Павловском районе отменили массовые мероприятия на улице на 9 мая

Сообщения об уходе экс-главы Россошанского района в зону СВО назвали фейком

Бывший тренер «Факела» Ташуев прокомментировал ничью с «Зенитом»

В ночь на 9 мая в Воронежской области ожидаются заморозки до -3 градусов

В первой половине дня следует проявить особую осторожность, отмечают астрологи.

«Факел» и «Зенит» назвали стартовые составы на матч 27‑го тура РПЛ

Жители 15 районов Воронежской области останутся без света на 2 дня

В Воронеже в ночь на 7 мая стартуют работы по замене асфальта

Первую книгу-хронику про СВО выпустил воронежский мобилизованный
 

Новый поезд в Крым запустят через Воронеж в конце мая

Воронеж не попал в список лучших городов России с высоким качеством жизни

Для купания в водохранилище Воронежа утвердили только три пляжа

В воронежском микрорайоне появилось граффити с персонажами культовых аниме Миядзаки

День обещает быть интересным: страстным, порывистым, вдохновляющим. 

Как развиваются СМИ на «новых» территориях РФ

В Воронеже Росприроднадзор ищет владельцев незаконной свалки

 

Улицы возле Центрального стадиона профсоюзов перекроют в Воронеже 6 мая

Опубликовано видео невероятного северного сияния в Воронежской области
 

День в целом комфортный и умиротворяющий, однако к вечеру не избежать хлопот.

На XII Медиафоруме раскроют механизмы маскировки применения биологического оружия

Авторы 3067

Введение Fan ID — излишество, вызвавшее справедливое недовольство болельщиков

some alt text
Фанаты воронежского «Факела» одними из первых в России объявили о бойкоте футбольных матчей в случае введения в России «паспортов болельщиков» (Fan ID).  Воронежские фанатские группировки поддержали таким образом инициативу коллег из «Спартака», «Зенита» и «Ростова». Сейчас к акции присоединились наиболее активные любители футбола и околофутбола из 13 команд, включая «Локомотив» и «Динамо».
 
Планируется, что закон о введении Fan ID, принятый Госдумой и подписанный президентом в декабре 2021 года, вступит в силу с 1 июня этого года, а в сезоне 2022-23 его начнут применять на матчах российской Премьер-лиги. Однако болельщики собираются бойкотировать футбольные поединки уже с весенней части этого сезона — до полной отмены этого юридического документа. «Факел» пока в РПЛ не играет, но у команды есть все шансы попасть в высший дивизион российского футбола как раз на следующий сезон. 
 
 
 
Что беспокоит фанатов? 
 
 
Удостоверение Fan ID уже применялось на матчах Кубка конфедераций в 2017 году, на Чемпионате мира по футболу следующего года и Евро-2020, проводившихся в России. И тогда эта мера ничего, кроме понимания, не вызвала — соревнования международные, повышенные меры безопасности необходимы. Сейчас, когда есть подкреплённые законодательно намерения перенести такой опыт и на высший дивизион российского футбола, это серьёзно встревожило болельщиков, поскольку может уничтожить явление фанатизма как таковое. 
 
Тем более, что борьба с радикализмом фанатов началась ещё в 2014 году — с принятием Закона о болельщиках, который тоже не вызвал в околофутбольных кругах понимания. Ведь по новому закону дополнительно запрещались столь любимые фанатами пиротехнические шоу во время матчей, а также фактически легитимизировался запрет выкрикивать политические лозунги. 
 
Автор данного материала уже тогда обращал внимание на то, что это серьёзно ударит по фанатской культуре, поскольку стадион в России традиционно воспринимался как некая территория свободы, где часто было позволено то, что было немыслимым в обычной жизни. В 1985 году, на заре фанатского движения в СССР (когда «перестройка ещё была скорее просто словом, а не политическим феноменом), в Воронеж приезжали группировки поддержки «Спартака» или «Зенита», которые скандировали «Если будет коммунизм — только через фанатизм!». У них научились и воронежские болельщики. И никаких последствий это не имело. Получается, что сейчас меры регулирования будут круче, чем в советское время?
 
Нынешний же закон предполагает тотальное ужесточение контроля над фанатами, что они уже справедливо начинают сравнивать с «Большим братом». Новый документ предусматривает возможность запретить людям ходить на футбол даже за намерение совершить противоправные действия. А если у человека уже были проблемы с законом, например, за нарушения общественного порядка на массовых мероприятиях — это может стать «железным» отводом от посещения футбольных матчей. Даже если гражданин вообще ни разу в жизни не был на футбольных матчах. Судебное разбирательство в случае отказа в праве на получение Fan ID фанатов, разумеется, не впечатляет. Тем более, что отрицательный опыт уже есть. В июне прошлого года во время матчей Чемпионата Европы по футболу в Санкт-Петербурге проблемы с Fan ID уже возникали и у болельщиков, и у журналистов. Некоторые из них получали отказ в получении паспортов без объяснений. Новый документ такой вариант ограничения узаконил. 
 
 
 
Существующих мер вполне достаточно 
 
 
Принятие нового закона вызывает вопросы и потому, что нынешнего законодательства вполне достаточно, чтобы контролировать болельщиков. Есть, например, статья 20.31 КоАП, которая позволяет запрещать сильно нахулиганившим посещение футбольных матчей на срок от 6 месяцев до 3 лет. И мера эта применяется на практике, что в последний раз было после ноябрьского матча между ЦСКА и «Зенитом», когда после «файер-шоу» полиция вывела с фанатского сектора всех болельщиков армейского клуба, а затем несколько десятков из них получили наказание в виде отстранения от футбола на различные сроки.  
 
Тем более, что в последние годы порядка на российских стадионах стало гораздо больше. Чему во многом способствовало устранение раздражающих болельщиков факторов — особенно замена сотрудников полиции на трибунах на стюардов — по хорошему примеру с Запада. Сейчас представить себе ОМОН, врывающийся на сектора, чтобы «отметелить» фанатов дубинками, как это было в 90-е — начале 2000-х — практически невозможно. Да и уличных драк «стенка на стенку» за пределами стадиона между фанатами враждующих группировок стало меньше. Во многом этому способствует работа правоохранительных органов с лидерами фанатов — с целью предотвращения противоправных действий.
 
Сейчас всё происходящее на футболе «простреливается» видеокамерами — зачем полиции облегчать себе жизнь и нервировать болельщиков? Не получается ли так, что ужесточение мер ударит по тем, для кого в футбол в общем-то и играют — по самым преданным поклонникам своих команд. Опасения, что новые меры ударят по самой культуре фанатизма, конечно же, небеспочвенны. Без налёта мелкого хулиганства (в социокультурном аспекте, конечно) она уже невозможна. Футбольные «фирмы» – это не хор мальчиков-зайчиков, люди приходят на футбол и готовятся к матчам, чтобы выплеснуть свои эмоции, «самоутвердиться в отдыхе» — зачем им мешать и подвергать ограничениям, если нынешнее законодательство уже наполнено механизмами пресечения нарушений и наказания за них? В противовес приведённым выше положительным примерам надо сказать и о том, что война с баннерами, барабанами, горнами и флагами, футбольной атрибутикой уже привела к отторжению болельщиков от посещений стадионов. Теперь же речь идёт о крупном материальном ущербе для российского футбола в случае массового оттока фанатов, акции бойкота показывают, что чаша терпения болельщиков переполнена и они готовы к решительным шагам. 
 
 
Пойдут ли на попятную?  
 
 
Сейчас создаётся впечатление, что шаги эти могут возыметь действие. Например, одна из наиболее активных сторонниц принятия нового закона, олимпийская чемпионка Светлана Журова, депутат Госдумы от «Единой России», уже заявила, что не очень понимает, из-за чего разгорелся сыр-бор, поскольку решения о том, что Fan ID будет применяться на внутренних соревнованиях ещё нет, «паспорта болельщиков» предназначены для международных соревнований. Появилась надежда на то, что в закон, по крайней мере, внесут коррективы. 
 
 
Хотя слов президента Российского футбольного союза Александра Дюкова о том, что новые законодательные меры принимаются для удобства болельщиков, никто не отменял. Примерно то же самое сказал и президент РПЛ Ашот Хачатурянц. И о том, что эти меры являются излишними, никто из крупных российских футбольных чиновников не говорил. А ведь именно на откуп федерациям будет отдана возможность вводить Fan ID на внутренних чемпионатах. Пока не видно, для кого новые законодательные инициативы могут принести удобства, кроме силовых структур, облегчающих себе жизнь. Для простых болельщиков стадион сейчас практически такое же безопасное место, как театр или кинотеатр, существуют специальные «семейные сектора», а уж просто так напасть на обычного любителя футбола с кулаками — противоречит основам кодекса фанатской чести. 
 
И уже очевидно, что закон о введении Fan ID сыграл контрпродуктивную роль, вызвав справедливое возмущение фанатов. Они-то (и не только они) хорошо знают, что, если в современной России вводится какая-то запретительная мера, работать отказы, отстранения и наказания будут слаженно, как сборная ГДР по академической гребле. Причём за всякую мелочь. Современное российское законодательство совсем не является либеральным, и в большинстве случаев это вполне оправдано. Но даже справедливые ограничительные меры не всегда воспринимаются обществом с восторгом, зачем добавлять к этому несправедливые и ненужные?

Фото – Pixabay.