К осени нынешнего года в Воронеже появится первая и потому пилотная платная парковка на улице Кольцовской, заявил мэр Александр Гусев. Цена вопроса для автолюбителей составит 30-50 рублей за час, тогда как в российской столице аналогичный тариф выше - от 50 до 100 рублей. Таким образом, Гусев фактически подтвердил курс на реализацию своей предвыборной программы, которая предусматривает создание в центре города семи парковок и семи карманов на 7 тыс. машиномест к 2016 году. Более того, Гусев намерен реаниминировать идею своего предшественника Геннадия Чернушкина и сделать проспект Революции пешеходным.
О строительстве пилотной платной парковки на Кольцовской (участок от пересечения с улицей Плехановской до пересечения с улицей 9 Января) мэр Александр Гусев объявил в последние дни 2013 года после еженедельной планерки. Новость со стоимостью одного часа в размере 30-50 рублей моментально облетела многие информационные ленты. Но на самом деле тема многоуровненых над- и подземных парковок обсуждается в городе не первый год. Более того, ей уделено большое внимание в программе, с которой Александр Гусев при поддержке губернатора Алексея Гордеева и «Единой России» шел в мэры.
В разделе «Дороги и транспорт» говорится, в частности, о создании семи современных многоуровневых стоянок для автомобилей в центре Воронежа (первая - под Центральным рынком) и семи парковочных карманов на 7 тыс. машин до 2016 года. Но их появлением решение транспортных проблем миллионного города в программе Гусева не ограничивается. Главная цель муниципальной политики в отрасли, как ее видит Гусев, - транспортная доступность любой точки Воронежа менее чем за 40 минут за счет комплексного решения ключевых проблем: обеспечения качества текущего ремонта дорог, их последующего гарантийного обслуживания, строительства узловых развязок и уширений загруженных улиц, повышения комфортности общественного транспорта.
За красивыми фразами следуют конкретные обещания, в том числе обновление парка маршруток на 80% уже в 2014 году. Причем 20% перевозок должен обеспечивать муниципальный транспорт, то есть, очевидно, «Воронежпассажиртранс».
Кроме того, программой Александра Гусева предусмотрено строительство новой дороги, соединяющей Северный микрорайон с Левым берегом и центром города через микрорайон «СХИ» и застраивающуюся территорию бывших земель агроуниверситета, развязки на пересечении Московского проспекта и улицы Антонова-Овсеенко, многоуровневой развязка на кольце при пересечении улиц Антонова-Овсеенко и 9 Января, дороги, соединяющая микрорайон «Тенистый» с Юго-Западным микрорайоном, развязки «Остужевское» кольцо, а также расширение более 35 самых проблемных улиц, среди них - 9 Января (от Газовой до «Придонского»), Транспортная, Урицкого, Ломоносова, Тимирязева, Землячки, Матросова, Грамши, Димитрова и т.д.
Также накануне Нового года Гусев заявил в одном из интервью о реанимации темы легкого метро. Ее перспектива, хотя в силу объема финансирования проекта, 15-18 млрд рублей, довольно туманна. Метро - вопрос не завтрашнего и даже не послезавтрашнего дня. А вот по всем остальным направлениям есть определенные подвижки.
Точное месторасположение будущих современных многоуровневых парковок, кроме тех, что разместятся под строящимся Центральным рынком и на Кольцовской, пока неизвестно. Предположительно, по словам Гусева, они могут появиться, например, на Советской площади, улице Кирова, возле Университетской площади и Дворца спорта «Юбилейный». Их, надеется мэр, будут строить либо по принципу муниципально-частного партнерства, либо исключительно за счет частных инвестиций. Правда, строительство первой, надо полагать, бесплатной парковки под Центральным рынком ведется за бюджетные средства. Соответствующий конкурс недавно выиграла финансовая корпорация «Аксиома» депутата Госдумы Сергея Журавлева, одна из, скажем так, приближенных к губернаторскому двору компаний. Цена вопроса - 433 млн рублей.
Общая площадь парковки и подсобных помещений составит, по условиях тендера, 25,4 тыс. кв. м, а территория выше уровня земли - 16,3 тыс. кв. м. После возведения здания право собственности на паркинг и подземные площади рынка перейдет к инвестору, а к ОАО «Центральный рынок» отойдут торговые и складские площади первого и второго этажей. Согласно документации, строительство нового здания Центрального рынка, в том числе и подземной парковки, должно быть завершено не позднее 1 августа.
Понятно, что наличие платных стационарных парковок призвано разгрузить движение транспорта в центральной части Воронежа. Опыт платного паркинга в Москве свидетельствует, что он действительно способствует освобождению центральной части столицы от машин. Но - незначительно. Так, с 25 декабря, когда парковка стала платной в пределах Садового кольца, и по 8 января средняя скорость движения транспорта увеличилась на 5%, а загрузка улично-дорожной сети уменьшилась на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Впрочем, праздничные и праздничные дни - не показатель. Эффективность принятых мер покажет время. В любом случае в Воронеже их нужно сопровождать жесткой борьбой с незаконной парковкой. Иначе смысл нововведения теряется. К тому же обращает на себя внимание высокий тариф - 30-50 рублей. Не всякий горожанин сможет себе позволить оставить машину на восемь часов рабочего дня, заплатив 240-400 рублей. Но, видимо, здесь у чиновников работает примерно следующая логика. Появление платных парковок станет сдерживающим фактором неконтролируемого роста автомобилей, приучит граждан к тому, что машина является довольно дорогим, хотя и удобным, конечно, средством передвижения.
Примечательно, что одновременно с заявлением о создании первой платной парковки на улице Кольцовской Александр Гусев высказался в пользу того, чтобы превратить проспект Революции в пешеходную зону. Во всяком случае, по выходным дням. Но плюсы от его инициативы, с которой в свое время первым выступил его предшественник Геннадий Чернушкин, далеко не очевидны. Перекрытие центрального проспекта, в том числе в выходные дни по примеру киевского Крещатика, приводит в Воронеже к образованию пробок на других магистралях. Удобство пешеходов - довольно сомнительный аргумент. Ведь пешеходы пользуются общественным транспортом. Мантры про невиданные прибыли бюджету от туризма тоже сомнительны. Мы же не в зоопарке живем, правда? Воронеж должен быть комфортен для его жителей.
Поэтому если мэр во что бы то ни стало хочет взять на вооружение чей-то опыт, то для пользы дела почему бы не воспользоваться примером мудрых китайцев. По четным дням в Пекине могут ездить номера с четными номерами, по нечетным - соответственно нечетные. Хочешь ездить все дни - покупай спецномер на аукционе в ГИБДД. Сурово. Но зато проблема разгрузки транспортных магистралей решается кардинальным образом.
Константин Чаплин