На XII Медиафоруме раскроют механизмы маскировки применения биологического оружия

О заморозках до -5 в выходные предупредили воронежцев

В Воронежской области может находиться военнослужащий, самовольно оставивший часть

На XII Медиафоруме в Воронеже военкор НТВ раскроет изнанку своей профессии

Репетиция Парада Победы 4 мая состоится в Воронеже

Первая майская гроза в Воронежской области ожидается уже 2 мая

7 легковушек и 1 ПАЗик столкнулись у Центрального парка в Воронеже

Большая часть дня будет сложной, но во всем есть свои плюсы, уверяют астрологи.

Воронежцам напомнили о штрафах за несданную вовремя налоговую декларацию

Лучший бомбардир воронежского «Факела» из-за тяжелой травмы завершил сезон

Воронежцам показали проект поликлиники в Железнодорожном районе

В Воронеже концепцию парка «Танаис» архитектурная комиссия отправила на доработку

Ушедший из «Факела» Ташуев решил дела за сутки и готов работать

Игорь Черевченко возглавил воронежский «Факел» после ухода Ташуева

В Воронеже на улице Крынина восстановили работу уличного освещения и светофоров

Сегодня будет много общения, встреч и дел, готовьтесь.

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже в первые майские выходные

Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Губерния 7497

Воронежские пожарные - лучшие в России


Недавно я впервые в жизни стала свидетелем и почти участником пожара. Как-то с месяц назад мы проснулись среди ночи от топота бегущих людей и криков "Бей!". Очнувшись ото сна, почувствовали: в квартире сильно пахнет горелым. Попробовали открыть дверь и поняли: бесполезно. Дым в коридоре был такой, что ни смотреть, ни дышать было невозможно. Тут я впервые подумала, что наш пятый этаж - это высоко, и выбраться самостоятельно мы никак не сможем. Стало по-настоящему страшно. Оставалось только собрать документы, поминать недобрым словом погорелицу соседку тетю Валю, которую можно видеть трезвой только несколько раз в год, а еще сидеть и слушать, как рядом выбивают дверь и как гудит вода в пожарном рукаве. Когда ее звук стих, стало ясно: потушили. Вскоре к нам постучали. В непроглядной вонючей тьме сначала показались какие-то белые полоски (вот зачем они на форме у пожарных!), а потом у нас спросили: "У вас все нормально? Откройте пока окна или форточки". Спустя несколько минут мы наблюдали в окно, как под хлынувшим дождем пожарные в громоздкой форме, с респираторами и баллонами за спиной, таскают какое-то оборудование и сматывают длиннющие рукава. "Вот это работенка у мужиков, -- вздохнула я. -- Такую выбирать... Ну если только с детства мечтать".

Не уверена, что эта работа была детской мечтой всех воронежских пожарных. Но знаю точно: делают они ее хорошо. Недавно наших земляков признали лучшими в стране. С соревнований "Лучшая команда МЧС России среди пожарных расчетов, эксплуатирующих пожарную технику для тушения пожаров в высотных зданиях" воронежская сборная вернулась с победой, обойдя представителей обеих столиц. Событие, конечно, не рядовое. На днях в пожарной части №1 5, что в Коминтерновском районе, журналистов знакомили с героями конкурса.


Дело не только в технике

На площадке перед зданием части выстроилась специализированная техника -- шесть машин (ПАЗ, "Мерседес", КамАЗ, SISU) с разным оснащением. Все -- ярко-красного цвета, вымытые и начищенные так, что в них, кажется, можно смотреться. На фоне всей этой красоты с журналистами общается начальник управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Воронежской области, полковник внутренней службы Юрий Климов: "Наверное, ни для кого не секрет, что сейчас очень активно ведется жилищное строительство. Город разрастается не только территориально, но и в высоту. Уже стало традиционным строить дома больше девяти этажей. Потому возникла жизненная необходимость менять тактику пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ".

 В Воронежской области к решению новых задач подошли серьезно. В каждой городской пожарной части и в тех районах, где есть дома выше трех этажей, имеется весь необходимый объем пожарной техники. Климов показывает на два коленчатых подъемника -- на базе автомобилей SISU и "Мерседес". Стрела у них выдвигается на 52-54 метра. Высота кровли 17-этажного здания составляет как раз 53 метра, так что снять перепуганных жильцов горящего дома с технической точки зрения можно довольно-таки свободно. Трудности могут возникнуть в другом. "Работа на высоте является специализированным видом, -- объясняет Юрий Климов. -- Сами понимаете, когда горит высотное здание, идет дым и нужна эвакуация -- это для человека стрессовая ситуация. Поэтому от пожарного требуется не только физическая подготовка, но и психологическая, умение работать с пострадавшим, чтобы он не повел себя неправильно". Вот почему всех сотрудников пожарных подразделений учат не только работе с техникой и разнообразным приемам тушения, но и проводят психологическую подготовку. Обучение плановое: если у смены в эти сутки не было выезда на пожар, они занимаются учебой и тренировками. И так круглый год.  

Конечно, не обходится и без проблем. Они, как это обычно случается, тоже связаны с человеческим фактором. Техника для высотных работ довольно габаритная, а наши сограждане, кажется, начисто лишены культуры парковки. Большинство автовладельцев совсем не задумываются о том, что, оставляя машину как придется, они могут помешать проезду пожарной техники. "Мы неоднократно сталкивались с этим, -- сетует Климов. -- Что делать, не знаем. Видимо, эта проблема должна решаться на достаточно высоком уровне".

Пока мы беседовали, на заднем фоне потихоньку урчали пожарные машины, проверялись лестницы, собралась вся команда. Ее участников можно было опознать по висящим на груди медалям, которые они то скромно припрятывали под бушлатами, то, по настоянию начальства, открывали обратно. Заместитель начальника службы пожаротушения, полковник Николай Ракитин тоже, кажется, волновался. "31 октября на базе специализированной пожарной части города Реутова Московской области проводились соревнования на лучший пожарный расчет по спасению людей из высотных зданий. От нас была представлена команда Воронежской области. Мы заняли первое место и стали чемпионами Российской Федерации", -- докладывал полковник. Журналисты тут же уточняли: "Как вы думаете, что позволило этого достичь?". -- "Тренировка личного состава, которая проводилась долгие месяцы, и отработка слаженных действий личного состава пожарного расчета", -- на секунду задумавшись, отчеканил Ракитин.


Спасти за восемь минут

О том, что будет проходить конкурс, стало известно в августе. Сначала готовились здесь, в Воронежском гарнизоне. Из сотрудников городских подразделений выбрали десять лучших в своем деле. С этой командой уже в конце августа поехали на этап соревнований по ЦФО. Среди 17 команд воронежцы стали лучшими и в октябре отправились в Москву. Тут уже было девять участников, причем столичная команда шла вне конкурса ("Ну, Москва есть Москва", -- пожимают плечами наши собеседники). Каждой команде было необходимо выполнить набор упражнений -- провести боевое развертывание на седьмом этаже административного здания и оттуда эвакуировать трех пострадавших с помощью коленчатого подъемника и спасательного рукава. Вытаскивать из "огня" пришлось и чучело, и живого статиста. Уже на земле им надо было оказать необходимую медпомощь и отнести в машину. Финишем считался тот момент, когда живой статист оказывался в автомобиле, и за ним закрывалась дверь. Большинство участников показали время выполнения в десять минут. Воронежцы уложились "чистыми" в 7 минут 40 секунд.

"Сложно ли было? Конечно, сложно, -- невозмутимо отвечает на вопросы старший инструктор пожарной части № 15, старший прапорщик внутренней службы Вячеслав Зибров. -- Трудно было и физически, и морально, да и прессинг был со стороны судей. Очень уж жестко оценивали, за каждую ошибку накладывали штрафные баллы, которые потом суммировались и прибавлялись к общему времени". Однако воронежцы все сделали настолько быстро, что даже три штрафных балла не помешали им победить. У москвичей был только один штрафной балл, но отставание в 15 секунд стало решающим. В итоге московские коллеги -- только вторые, питерские -- третьи. А у воронежцев -- медали, кубок и бесценное звание лучших в стране.  

Победные конкурсные упражнения участники команды решили продемонстрировать и журналистам. Трое из них, переодевшись в рабочую форму, собрались у люльки автомобиля SISU. Прапорщик Зибров появился с карабином на поясе. Некоторое время он вязал мудреные узлы, потом проверял их крепость, упершись ногами в люльку и повиснув на канате с карабином всем телом. К тому времени машина уже стояла на четырех выдвинутых подпорках, немного оторвавшись колесами от земли (так, оказывается, устойчивее). Вскоре водитель стал поднимать люльку, чутко наблюдая за всем с земли. На высоте чуть более пары десятков метров люлька остановилась. Прапорщик Зибров перебрался через перила и сделал шаг вниз. Несколько секунд -- и он уже на земле. Отстегивает ярко-зеленый канат и отбегает в сторону, чтобы он был под углом. А наверху через отверстие в перилах уже переваливается "пострадавший", пристегнутый к спасательной косынке. Пару секунд -- и он осторожно, почти сидя, съезжает вниз. Все, человек спасен. Кажется, все просто, но сколько работы и сил потребовалось, чтобы отработать эти навыки до автоматизма!


Работа с риском для жизни

"Хотите почувствовать все это на себе?" - спрашивают у впечатленных журналистов. Желающих впускают в люльку и поднимают вверх. "Только учтите, вы вот сейчас налегке едите, а пожарный еще и снаряжение на себе тащит -- килограммов 20, а то и больше". Мы поднимаемся очень плавно (водитель не дернул люльку ни разу), и гаражи внизу становятся все меньше. А я задаю вопрос, который интересует меня уже почти месяц: "Так как же все-таки становятся пожарными?". -- "Нет, я об этом с детства не мечтал, -- смеется Вячеслав Зибров. -- В армии служил в Москве в пожарных частях, потом вернулся в Воронеж, да так и пошел сюда работать. Вот уже почти 26 лет тружусь". "Ну а что надо, чтобы быть хорошим пожарным? Первое, что приходит на ум, -- это смелость", -- продолжаю я. Вячеслав Иванович сразу становится серьезным. "Тут вы правы. Смелость нужна, это однозначно. Ведь бывают ситуации с риском для жизни. Например, тушишь ангар, а там бочки с краской -- вот уже угроза взрыва. А если в горящей квартире, например, по заявке соседей есть человек... Надо заходить, искать его и спасти. Главное, чтобы даже в трудной ситуации человек помнил, что он должен делать, выполнять свои обязанности".

На земле нас встречает полковник Климов. На своих подчиненных он смотрит с нескрываемой гордостью. "Я хочу обратить ваше внимание, что эти ребята -- не профессиональные спортсмены, они работают непосредственно в пожарных частях. То, что они выполняют такие сложные работы, что они выиграли, говорит о том, что на территории нашей области и вправду трудятся лучшие профессионалы в своей сфере", - говорит он. "То есть воронежцы могут быть спокойны?" -- говорю я. Юрий Николаевич улыбается: "Я думаю, да".


Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".