Портал 36on.ru пообщался с воронежскими художниками, чтобы узнать, как идёт подготовка к масштабному проекту, приуроченному к 95-летию ВГУ. Проект под названием «Университетская тема в творчестве воронежских художников» инициирован культурно-просветительским центром ВГУ и музеем им. И.Н. Крамского. В конце мая 18 человек, среди которых половина заслуженных художников России и почти все члены Союза художников, пригласили в центральный корпус ВГУ и предложили заглянуть внутрь главного вуза города: побывать на кафедрах, в лабораториях, музеях, съездить в экспедиции. От такого предложения они, конечно, не смогли отказаться. Портал 36on.ru встретился с некоторыми участниками проекта и выяснил, почему они решили участвовать, где уже успели побывать и что увидели интересного.
Денис Булавинцев:
Благодаря проекту я выхожу на новый качественный уровень, я ведь самый молодой в команде, и, кажется, единственный, кто не является членом Союза художников. Предложение участвовать в проекте мне, конечно, должно льстить тем, какое оказано доверие. Но всё-таки заказ есть заказ. Эта не та тема, которая идёт изнутри, которая связана с личными переживаниями.
Я готовлю три работы, которые посвящены «Центру коллективного пользования научным оборудованием». После конференции в актовом зале для художников провели экскурсию по главному корпусу, и среди прочего показали и это место. Позже я уже самостоятельно приезжал туда и в Дубовку (где также находится Центр) несколько раз.
Я вспомнил про Центр, когда стал формулировать для себя задачу. Понятно, что портретист будет делать портреты, пейзажист — пейзажи, а что делать мне, графику? Я решил, что должно быть что-то такое, чтобы сразу узнавался ВГУ. Сначала подумал о зоологическом музее. Это, наверное, первое, с чем ассоциируется у жителей Воронежа ВГУ: всех школьников туда водят. Потом думал о том, чтобы нарисовать залы библиотеки и музея книги. Но в итоге, исходя из тех выразительных средств, что имеются, выбрал оборудование. Графика всё-таки на композиции завязана.
Светлана Зиненко:
Для меня участие в проекте - это возможность познакомиться с интересными людьми и написать их портреты. Я очень люблю писать портреты, но не всегда можно привлечь человека, который тебе интересен. Здесь же все соглашались, говорили: «Будем сидеть, сколько нужно». И сидели по несколько часов, некоторые даже без перерыва.
Я готовлю три портрета, два этюда и одну большую картину. Один этюд написан на Галичей горе, куда мы приезжали вчетвером на один день. Второй этюд — портрет в народном костюме девушки из хора. Пока не знаю, буду его выставлять или нет — над ним ещё надо работать. Я очень хотела попасть в этнографический музей ВГУ. Коллекция народных костюмов жителей Воронежской области, которую я там увидела, действительно впечатляет. Поразило, с каким трепетом и любовью работники музея относятся к экспонатам. Не в каждом музее всё это можно потрогать и посмотреть. Мне позволили взять один костюм для работы и даже в деталях рассказали о том, как его носили.
Готовятся портреты Леонида Минина с математического факультета, Тамары Дьяковой (профессор кафедры культурологи — прим. Ю.Р.) и Тамары Никоновой с филфака. Про Леонида Аркадьевича мне много рассказывал его ученик. Говорил, что тот многому научил студентов, нетривиальная интересная личность. Мне было любопытно познакомиться с ним: хотелось посмотреть, как выглядят и думают люди из другого мира — математики. Я представляла себе типичного «математика». А он оказался просто интересным, много читающим человеком. Мы с ним много говорили про живопись и художников. Для меня это было удивительно.
С Тамарой Никоновой тоже вышло интересно. Она позировала мне в мастерской и рассказывала о Платонове, его творчестве, других писателях — необыкновенно интересно было её слушать! Я как будто прослушала полугодовой курс лекций. А когда я ходила на занятия к Тамаре Дьяковой, чтобы сделать наброски, заметила среди студенток одну девушку. Мне она показалась интересной. И у меня родилась идея создать ещё одну картину. Девушка оказалась цепкой, с сильным характером, и в процессе совместной работы она дала мне толчок. Я изменила идею картины и даже сменила холст — взяла большего размера. Эта работа будет больше метра в длину.
Я думаю, что этот проект — это желание ВГУ открыть, показать с разных сторон, жизнь вуза, для тех, кто там никогда не преподавал и не учился.
Елена Кокорина:
Я уже рисовала несколько видов ВГУ, когда готовилась к изданию книги «Воронежская экскурсия», посвященной юбилею города – 425-летию города Воронежа. С ВГУ у меня связано много детских воспоминаний. В университете более 40 лет проработал мой дедушка Владимир Алексеевич Знаменский — кандидат физико-математических наук, доцент; заведующий кафедрой теоретической механики и аэромеханики на факультете ПММ; декан факультета ПМ и АСУ. В детстве я часто бывала на кафедре в главном корпусе, где он работал. Мы много с ним гуляли, и он рассказывал мне об истории города, о старых зданиях, об университете. Особенно мне нравился сквер и красивое здание с большими окнами и высокими лестницам на проспекте Революции.
К выставке я готовлю около 20 работ, акварели и пастель. Часть этих работ уже вошли в печатные издания: в авторский художественный альбом «100 видов Воронежа» и книгу «Воронежская экскурсия». А ряд картин предстоит создать для этого проекта.
Одна из тем моего творчества — это архитектура Воронежа, и поэтому общая концепция моей работы и стала отражение учебных корпусов ВГУ в окружающей застройке. Я несколько раз выезжала на зарисовки, делала большое количество эскизов с разных видовых точек старых и новых учебных корпусов ВГУ, изображая здания, украшающие улицы и площади нашего горда.
Александр и Наталья Ходюк:
Сначала идей не было никаких. Думала: «Боже, что я буду делать?» (улыбается — прим. Ю.Р.) А если серьезно, то предложение поучаствовать в таком масштабном проекте нам поступает всего во второй раз. Это же интересно — участвовать в серьезном мероприятии, поэтому и согласились.
Мы походили по разным факультетам и посмотрели на жизнь университета. Нашли много хороших сюжетов для больших картин, которые бы соответствовали масштабам этого учебного заведения.
Мы провели чуть больше недели в Веневитинова. Посмотрели на первокурсников. Впечатление от места осталось самое лучшее — атмосфера всеобщего отдыха и расслабленности. С тех пор, как мы сами были студентами, ничего не изменилось: те же костры, песни под гитару.
Потом на две недели уехали к археологам на раскопки в Дивногорье. Целенаправленно собирали материал для картин об археологах.
К профессору с исторического факультета Александру Медведеву в Новохоперский район я поехал один. Медведев меня сразу поразил: человек мыслит серьезными масштабами. Он показал мне место с тремя курганами, куда приезжает каждый год, и я нарисовал его портрет «над временем».
Незадолго до моего приезда в Новохоперске обнаружили уникальные древние захоронения, примерно 15 века до нашей эры. Обстановка была суровая. Студенты работали по колено в грязи. Они — герои.
Мы написали множество маленьких картин, в основном, пейзажей, пока не знаем, позволит ли выставочное пространство их представить. Пока планируем показать несколько больших работ, один триптих. Вообще, у нас материала хватит на отдельную выставку. Есть пейзажи Веневитинова, Дивногорья, портреты, планируем пару работ посветить теме экзамена.
ВГУ впечатлил размахом. Мы сами учились в академии в Петербурге, у нас на одном курсе было совсем немного людей. А здесь мы увидели множество самых разных людей, которые стремятся получить знания.
От редакции. Итогом проекта станет издание каталога и выставка, которая откроется в музее им. Крамского 6 декабря 2013 года и продлится до 12 января 2014 г. Выставка будет поделена на две основные части: работы современных художников и старые картины 50–60-х и более ранних годов, которые хранятся в частных коллекциях и запасниках музеев. Например, портреты В.Кулиничева (художник В.Лосев), Л.Семаго (Е.Щеглов), В.Регеля (С.Малютин) и другие.