«Факел» обратился в ЭСК РФС после ничьей с «Зенитом»

В Воронеже устраняют аварию, из-за которой без воды остались сотни домов

В Павловском районе отменили массовые мероприятия на улице на 9 мая

Сообщения об уходе экс-главы Россошанского района в зону СВО назвали фейком

Бывший тренер «Факела» Ташуев прокомментировал ничью с «Зенитом»

В ночь на 9 мая в Воронежской области ожидаются заморозки до -3 градусов

В первой половине дня следует проявить особую осторожность, отмечают астрологи.

«Факел» и «Зенит» назвали стартовые составы на матч 27‑го тура РПЛ

Жители 15 районов Воронежской области останутся без света на 2 дня

В Воронеже в ночь на 7 мая стартуют работы по замене асфальта

Первую книгу-хронику про СВО выпустил воронежский мобилизованный
 

Новый поезд в Крым запустят через Воронеж в конце мая

Воронеж не попал в список лучших городов России с высоким качеством жизни

Для купания в водохранилище Воронежа утвердили только три пляжа

В воронежском микрорайоне появилось граффити с персонажами культовых аниме Миядзаки

День обещает быть интересным: страстным, порывистым, вдохновляющим. 

Как развиваются СМИ на «новых» территориях РФ

В Воронеже Росприроднадзор ищет владельцев незаконной свалки

 

Улицы возле Центрального стадиона профсоюзов перекроют в Воронеже 6 мая

Опубликовано видео невероятного северного сияния в Воронежской области
 

День в целом комфортный и умиротворяющий, однако к вечеру не избежать хлопот.

На XII Медиафоруме раскроют механизмы маскировки применения биологического оружия

О заморозках до -5 в выходные предупредили воронежцев

В Воронежской области может находиться военнослужащий, самовольно оставивший часть

На XII Медиафоруме в Воронеже военкор НТВ раскроет изнанку своей профессии

Репетиция Парада Победы 4 мая состоится в Воронеже

Первая майская гроза в Воронежской области ожидается уже 2 мая

7 легковушек и 1 ПАЗик столкнулись у Центрального парка в Воронеже

Большая часть дня будет сложной, но во всем есть свои плюсы, уверяют астрологи.

Воронежцам напомнили о штрафах за несданную вовремя налоговую декларацию

События 5572

Воронежцам предложили сыграть в карты с шедеврами искусства


ТЕКСТ: Анастасия Сарма

В Воронежском центре современного искусства открылась выставка «Завтра лучше, чем вчера» краснодарской арт-группировки ЗИП, которая будет работать до 23 марта. Зрителям предлагают поиграть в карты, поиграть в  пляжный волейбол и поиграть в художника.
 
 
«Сколопендры» и утопии
 
Краснодарская арт-группировка ЗИП уже знакома воронежскому зрителю по участию в выставочном проекте «Бестиарий». Загадочные три буквы в названии – не что иное, как аббревиатура Краснодарского завода измерительных приборов, где в 2009 году художники арендовали помещение под мастерскую. (Сейчас завод работает частично, а его площади сдаются в аренду).
 
- Мы арендовали помещение в центральной части завода, которая осталась в нетронутом индустриальном состоянии, - вспоминают ребята. - Там оставались артефакты недавнего прошлого - станки, плакаты и брошюры 20-летней давности.
 
Общее пространство объединило молодых художников, появилась арт-группировка «ЗИП», в которую изначально входили пятеро молодых людей братья Степан и Василий Субботины, Эльдар Ганеев, Константин Чекмарев и Евгений Римкевич. В 2012 году Константин Чекмарев женился и покинул группу.
 
Многие выставки ЗИПов не выходят за пределы заводского пространства. Как-то раз сотрудники завода подарили молодым художникам каркасы от советских ламп, а те превратили их в огромных насекомых, «расползшихся» по стенам. Так получился проект «Сколопендры».
 
В 2011 году основали самопровозглашенный Краснодарский институт современного искусства (КИСИ), ведут образовательную деятельность, организуют выставки молодых художников, фестивали паблик-арта, в том числе Кубанский фестиваль дадаизма и ежегодный с 2012 года фестиваль «Может». В ноябре 2012 года их проект «Утопия», выдвинутый Московским музеем современного искусства, вошёл в шорт-лист Премии Кандинского. А в 2013 году группировка «ЗИП» попала в число номинантов VIII Всероссийского конкурса современного визуального искусства «Инновация».
 
- Отсутствие площадок для современного искусства заставило нас объединиться и создать свою площадку. Нужно идти своим путем, не рассчитывать на выставочные залы и государственные музеи, делать свои проекты, - уверен Степан Субботин.
 
- Нам комфортно работать вместе. В процессе нашей совместной деятельности появляется синергия. Мы дополняем друг друга, и за счет этого появляется нечто большее, - добавляет Евгений Римкевич.
 
Евгений и Степан Субботин с первого курса учились вместе в художественно-промышленной академии, после этого плавно перешли в область современного искусства. Сейчас ребята преподают в Краснодарском университете культуры и искусств. Эльдар – фотограф, преподает в фотошколе, Василий учится на последнем курсе художественно-промышленной академии.
 
Всего за несколько лет взятое в аренду помещение на заводе измерительных приборов превратилось в интернациональную выставочную площадку. Сюда приезжают художники из Австрии, Норвегии, Молдовы и со всей России.
 
Игра в классиков
 
Выставка «Завтра лучше, чем вчера», которую художники сделали для Воронежа, получилась насыщенной. У входа расположилась «кочевая» выставка «В дороге», название которой отсылает к роману Джека Керуака. Она уже побывала в Армавире, а после Воронежа окажется в краснодарском городе Лабинске. Всеми своими транспарантами («Трезвей – иди в музей!», «Художников все любят», «Не знаешь, чем заняться? Делай выставку!») выставка пропагандирует современное искусство в массы. А подробные графические инструкции призваны дать шутливые советы начинающим художникам.
 
Тема судьбы художника в современном искусстве продолжается в игровом образовательном проекте «ART мир». Зрителю предлагается поучаствовать в двух играх – пройти путь художника от никому неизвестного человека при жизни до мертвого классика, картины которого выставляются в музее. Вторая – карточная игра – построена по принципу настольной игры «Dixit» («Диксит»). Это фантазийная игра в ассоциации. Основные правила игры взяты оттуда. Отличие в том, что роль Рассказчика выполняет Искусствовед, а роли игроков – художники. На картах фломастерами, карандашами и акрилом нарисованы узнаваемые шедевры современного искусства – начиная со скандальной женской вульвы «Начала мира» Густава Курбе и «Олимпии» Эдуарда Мане и заканчивая инсталляциями Дэмиана Херста и братьев Чепменов. Полностью названия работ и их авторство можно увидеть на стене, правда, их хронология и последовательность иногда нарушаются. В этом нет ничего удивительного - художники играют со зрителем. «Кукиш в кармане» можно найти и в перерисованных фломастерами, карандашами и акрилом картинках. Так, на заднем плане «Фонтана» Марселя Дюшана (который здесь озаглавлен как «Писсуар») неожиданно всплывает «Узор» Владимира Путина. А на месте хрестоматийного образца поп-арта – «Флага США» Джаспера Джонса – изображен российский флаг.
 
Валера с трагической судьбой
 
Есть в Краснодаре местная достопримечательность – человек по имени Валера Свидетель. Он уже немолод, в то же время – полон сил, но нигде не работает. Все дело в том, что он – заядлый тусовщик. Торопится с одной выставки на другую, с фестиваля бардовской песни - на концерт старинной музыки. Кормится на вернисажах и фотовыставках. Знает обо всех культурных событиях Краснодара за месяц вперед и при этом не пользуется интернетом. Молодые художники называют Валеру человеком с трагической судьбой. Мол, 20 лет назад он был востребован - был разнорабочим в рок-группе, которая путешествовала по всей России. Бурная богемная жизнь продолжалась четыре года, в это время Валера занимался искусством фотографии: сам фотографировал, сам проявлял и печатал. Надо сказать, делал это очень удачно. В этом нетрудно убедиться: один из залов ЗИПовцы полностью посвятили Валериным черно-белым фотографиям, сделанным с 1984 по 1986 годы. Среди запечатленных силуэтов деревьев появляется и сам записанный на видео Валера, который инструктирует зрителей о том, что можно посмотреть в Краснодаре. На этом интерес ЗИПовцев к этому отдельно взятому человеку не заканчивается - следующую выставку они планируют полностью посвятить его фотографиям. Если разобраться, то ребята поступили как гуманисты и сделали доброе дело – протянули руку помощи человеку, который не был востребован 20 лет. Кто знает, быть может, его фотографии захотят купить коллекционеры.
 
 
Дельфинарий как будущее
 
Следующий зал разделен волейбольной сеткой, здесь же можно поиграть в мяч. На стенах висят незамысловатые рисунки дельфинов, изображенных маркерами, карандашами и ручками на тоненькой пожелтевшей бумаге. Оказывается, у этой бумаги есть своя история.
 
- Эту бумагу мы нашли на заводе, она была в нетронутом, нераспечатанном состоянии с 1978 года. Она предназначалась для чертежей, миллиметровок, - объясняет Евгений Римкевич.
 
Будущее, по мнению группировки ЗИП, вовсе не похоже на постапокалиптическую картину. Здесь есть море и пляж, здесь есть свобода, равенство и братство. Идеальный мир населен дельфинами и теми, кто является ими наполовину. В нем есть и эпизодические люди, которые пользуются гаджетами, но дельфины более продвинутые – им не нужны ни «айфоны», ни «айпады», потому что они общаются на языке ультразвука. Этот идеальный мир напоминает общество высокоразвитых существ гуигнгнмов из романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера». Как говорят сами художники, дельфины живут в полной гармонии – изучают философию и занимаются искусством. При этом раньше людей свергают самодержавие, первыми летят в космос, дерутся с казаками и разрисовывают дома граффити.
 
- Почему мы выбрали в качестве персонажа дельфина? На арт-даче, которая находится рядом с Анапой, мы каждый наблюдали рядом с берегом стайку дельфинов. Это умные животные, которые общаются с человеком на своем языке. Наши наблюдения переросли в такой проект.
 
Галерея «Нагайка»
 
В последнем зале расположился интерактивный проект «Бесконечная галерея», в котором художники предлагают поучаствовать каждому зрителю. Все необходимые материалы для творчества – пластилин, ручки, бумага - лежат на столе. На одной из полок краснодарские художники сделали мини-инсталляцию под названием «Галерея протестного искусства «Нагайка», посвященную кубанским казакам. Как тут не вспомнить облетевшие весь интернет кадры, на которых кубанские казаки избивают нагайкой девушек из арт-группы Pussy Riot. Или то, как в 2012 году 150 агрессивно настроенных людей в казачьей форме заблокировали вход на краснодарскую выставку Icons, курируемую Маратом Гельманом. Самого галериста оскорбляли и чуть было не побили. Та же печальная судьба постигла вернисаж «Осторожно! Музеи», который галерист планировал провести в столице Кубани. Но ребята из арт-группировки «ЗИП», которым к таким реалиям не привыкать, отшучиваются: «Казаки – странный народ. Они постоянно действуют, исходя из природных инстинктов».
 
«Чтобы пригласить арт-критика, мы сдавали кровь»
 
К тому, что делают краснодарские художники, местные власти относятся равнодушно, но не враждебно. В Краснодаре, как ни странно, современным искусством занимаются многие – около 40 художников.
 
- У нас очень мощная низовая активность, и в то же время полностью отсутствует поддержка со стороны государства, - говорит Степан Субботин. - Но нам достаточно того, что нас поддерживают местные предприниматели и меценаты – Евгений Руденко, Николай Мороз.
 
В столицу ребята не переезжают, предпочитая жить и работать в Краснодаре, а выставляться в Москве. Так же, как и их товарищи из краснодарской арт-группы Recycle.
 
– Нас устраивает наш компактный город, теплый климат, - рассуждает Евгений Римкевич. - Зачем нам помещать себя в пространство Москвы, где бешеный ритм жизни? При этом нам ничего не мешает там выставляться. В прошлом году у нас было не меньше десятка выставок в Алма-Ате, Красноярске, Нижнем Новгороде, Самаре, Краснодаре, Москве, Питере, Норвегии. А с помощью интернета легко коммуницировать со всем миром.
 
Коммерческой отдачи работы группировки ЗИП не приносят. Молодые художники принципиальны – к своему коллективному творчеству они относятся как к чистому искусству. А если нужны деньги - пойдут сдавать кровь:
 
- Попытка продать наши работы, скорее всего, негативно отразится на нашем творчестве, - объясняет Евгений Римкевич. - Были тяжелые моменты, когда нам нужно было заплатить за мастерскую и привезти в Краснодар приглашенного нами арт-критика из Москвы, который должен был прочитать лекцию. Нам не хватало денег. Тогда мы пошли сдавать кровь. На вырученные деньги купили для человека билеты. Но в этом году дела обстоят лучше. Мы выиграли конкурс, организованный центром «Гараж», и теперь получаем стипендию, которой хватает для того, чтобы покупать материалы для наших работ.