«Мы все — провизоры, фармацевты и врачи — смеёмся над списком дешёвых препаратов-аналогов»
— Да, мы видели эти списки. Они нас, провизоров, фармацевтов, врачей, рассмешили. Они не совсем корректно написаны. Да, действующее вещество может быть одно и то же. Более того, в том же количестве. Если взять «Нош-пу» и «Дротаверин», основное действующее вещество и там, и там — дротаверин. Но, помимо него, существуют вспомогательные вещества, которые влияют на качество и эффективность препарата. А они могут отличаться в разы. Причём вспомогательные вещества должны быть другими — препарат с одним и тем же составом зарегистрирован быть не может. Поэтому говорить о том, что эти лекарства могут быть полноценными аналогами, нельзя.
— С качеством субстанции, технологией производства. Имеет значение даже степень спрессованности таблетки, которая влияет на высвобождение, то есть всасывание, препарата.Оригинальный препарат, то есть первый выпущенный на фармацевтическом рынке, всегда будет эффективнее. Его выпускает компания, которая исследовала действующее вещество «с нуля» в среднем от 5 до 20 лет. Они его создали, исследовали, клинически апробировали на животных в химических лабораториях, то есть это препарат, прошедший полную цепочку от создания до выхода на рынок.
Дженерики не проходят такого цикла. Компании-производителю достаточно воспроизвести действующее вещество, наполнить вспомогательными веществами на своё усмотрение и дать другое название.
— «Мезим» и «Панкреатин». «Панкреатина» нужно порядка 30 таблеток в сутки, чтобы создать такую же дозировку, как у «Мезима». Но в таких количествах его никто не пьёт. В итоге «Панкреатин» выйдет дороже. Хотя в этом списке, который гуляет по сети, он позиционируется как дешёвый аналог.«Аспирин Кардио» и обычный русский аспирин. В обычном аспирине отсутствует оболочка, у него есть ульцерогенный эффект, то есть риск развития язвы, прободной язвы, кровотечения и так далее. Оболочка нужна, чтобы препарат всасывался в кишечнике. Без неё он всасывается в желудке. Из-за этого эффективность лекарства резко снижается.Венотонизирующие препараты «Детралекс» и «Венарус». Аналогами они не являются. Действующие вещества и там, и там — диосмин и гесперидин. Однако в состав «Детралекса» входит очищенная фракция флавоноидов, за счёт этого препарат применяется при тяжёлых состояниях венозно-лимфатической недостаточности. Клиническая эффективность «Венаруса» будет на 25% ниже.«Диабетон» и российский аналог «Гликлазид». Последний был закуплен в рамках льготного обеспечения для больных диабетом. Несмотря на то, что действующее вещество в обоих препаратах одно и то же, по отзывам самих пациентов, оно им не помогает.Есть препараты-дженерики, которые лечат симптомы. Скажем, жаропонижающие. Если их принять, эффект от них будет меньше, чем от оригинальных препаратов, но, по крайней мере, угрозы для жизни не будет. Заменять жизненно важные препараты, тем более на русские, нельзя. Наши не всё умеют делать. Хоть они их и воспроизводят, но пока делают это, к сожалению, некачественно: либо степень проявления желаемого (клинического) эффекта будет ниже, либо могут появиться побочные эффекты. Например, российский «L-тироксин» почти всегда вызывает аллергию. Российские сердечные препараты и антибиотики по эффективности уступают зарубежным аналогам. Ещё хуже заменять онкологические препараты — последствия могут быть крайне плачевными.
— В разных аптеках руководство предъявляет разные требования. У нас, к счастью, такого нет и, надеюсь, никогда не будет. Основной наш принцип — подборка наиболее эффективного препарата. Безусловно, более эффективные лекарства позволить себе могут не все. Его стоимость может доходить до 4 тысяч рублей. Можно подобрать более дешёвые аналоги. Да, будет потеря в качестве, но будет хотя бы сохранение курса лечения.
Такого, что бабушкам мы советуем дешёвые препараты, а обеспеченным людям дорогие, нет. Если человек может позволить себе эти лекарства, мы отпускаем. Мы обосновываем, что они имеют более качественную субстанцию, их произвела давно существующая на фармацевтическом рынке компания. Они обоснованно будут дороже. Дело не в красивой упаковке.
— Сейчас фальсификата практически нет. Это старый миф. Всё, что въезжает на территорию России, и всё, что производится внутри страны, подвергается контролю. Сначала на самом предприятии, затем региональным Центром контроля качества. Сейчас существует другая проблема — периодически проскакивает брак. Скажем, досыпали больше компонента, который влияет на всасываемость таблетки, или добавили больше красителя, или просто коробку неправильно на заводе сделали. Такой характер брака — исключительно заводской. Каждый день аптеками ведётся учёт, препараты изымаются.
— Да. Нужно соблюдать курс лечения, схему приёма. Если написано, что препарат надо пить после еды, значит, его надо пить после еды. Нигде никогда не пишут (этому обучают только на фармацевтическом факультете), что «до еды» — это за полчаса до приёма пищи, «во время еды» — это через 5 минут после приёма пищи, а «после приёма пищи» — это через 30 минут после еды. Это международные стандарты, которые почему-то не указывают в инструкциях. А у нас считают, что «до еды» — это выпил и начал есть, «во время еды» — это в середине.
— Все препараты запиваются водой. Причём нужно обязательно выдержать объем — 150–200 миллилитров. Это не просто так придумали. Если выпить недостаточное количество, таблетка может, например, прилипнуть к пищеводу. Кроме того, большое количество воды разбавляет кислую среду в нашем желудке, и таблетка лучше всасывается. Таблетки лучше перепить, чем недопить. Это хуже для организма. Но всё в разумных пределах.
— Запивать только водой. Желательно кипячёной и комнатной температуры. Антибиотики желательно вообще ни с чем не сочетать. Между любыми препаратами надо делать перерыв хотя бы в 40 минут. Существуют растворимые антибиотики (обычно в названии содержится слово «солютаб»). Запивать их не надо! Их растворяют в стакане воды — обязательно кипячёной (чтобы весь антибиотик не пошёл на обезвреживание бактерий) и комнатной температуры (в горячей воде антибиотики распадаются практически сразу). Если такую растворимую таблетку просто запить водой, эффект будет уже не тот. Вот так, кстати, и появляются разговоры о фальсификатах.
— Витамины нельзя запивать водой — любым соком, лучше цитрусовым.
— БАДы как дополнение — пожалуйста. Но лечиться ими нельзя. БАДы помогают восполнить то, чего не хватает в организме. И всё-таки, на мой взгляд, лучше принимать лекарственные препараты, чем БАДы. Объясню почему.Есть процедуры регистрации для лекарственных препаратов и для БАДов. Чтобы зарегистрировать препарат, нужно пройти большой путь: от момента создания до выхода на рынок. БАД зарегистрировать легче. Клиническую эффективность БАДа доказывать не нужно, другое дело с лекарственным препаратом.Яркий пример — глицин. Есть глицин-препарат, есть глицин-БАД. «Глицин Форте» от компании «Эвалар» — это БАД. Несмотря на то, что в самой таблетке от «Эвалар» доля самого глицина выше и добавлены группы витамина В, а по эффективности они теоретически должны быть одинаковы, я больше доверяю лекарственному препарату, поскольку он прошёл более полную процедуру регистрации, это более клинически обследованное, доказавшее свою эффективность лекарство.Если вы сравните инструкцию применения у лекарственного препарата и БАДа, то увидите, что в описании БАДа нет важных вещей: противопоказаний, побочных эффектов.Название БАДе может не совпадать с тем, что внутри. В «Чернике Форте» есть компоненты, которые влияют на зрение, но самой черники нет. «Миртилене Форте», лекарственный препарат с огромной дозой черники, будет намного эффективнее и лучше БАДа.Некоторые БАДы можно переводить в препараты — они показывают себя прекрасно. Например, часто назначаемый «Индол». Это БАД, но с клинической эффективностью, как у препарата. Но такое бывает редко.
Читайте также «Провизор Вячеслав Старов: “Аптекарь не может заменить врача”»