Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

Власть 3497

Алексей Гордеев настаивает на прозрачности расходов РЖД


ТЕКСТ: Константин Чаплин

Отмена 48 электричек в Черноземье, из них 13 - в Воронежской области, стала одной из главных плохих новостей в макрорегионе в наступившем году. Губернатор Алексей Гордеев раскритиковал ОАО «Российские железные дороги» за давление на облправительство и обратился к премьеру России Дмитрию Медведеву с просьбой вмешаться в ситуацию. А заодно выступил незадолго до выборов главы региона защитником народа. Проблема в том, сокращение электричек  - дело рук федерального правительства, в состав которого входил и сам Гордеев. И ее при нынешнем курсе едва ли удастся отыграть назад. 
 
До 2003 года железными дорогами России заведовало Министерство путей сообщения. Доходы и расходы по всем направлениям деятельности суммировались. А убыточные пригородные перевозки, выполняющие значимую социальную функцию и обеспечивающие, в том числе, мобильность трудовых ресурсов, существовали за счет прибыльных грузовых. Но 1 октября 2003 года МПС преобразовалось в ОАО «РЖД», где все виды деятельности должны были стать самостоятельными бизнесами: грузовые перевозки, перевозки пассажиров в дальнем следовании и перевозки пассажиров в пригородном сообщении. Аналогичную либеральную реформу, разделение на генерацию, сети и сбыт, пережила, как известно, единая энергосистема России.
 
Пригородная пассажирская компания «Черноземье» была создана в 2009 году. А в декабре 2010-го ОАО «РЖД» подписало договор о партнерстве с администрациями Воронежской, Липецкой, Тамбовской и Белгородской областей. Учредителями компании выступили: РЖД с долей в 50% плюс одна акция, правительство Воронежской области в лице ГУП «ПАТП №3» с долей 25,5%, администрация Липецкой области - 5%, Тамбовская управляющая компания с долей в 10% и правительство Белгородской области с 9%. С конца 2011-го компания начала функционировать как агент по оформлению проездных билетов, а с 1 июля 2011-го - осуществлять функции перевозчика. В 2013 году убыток ППК «Черноземье» составил, по ее собственным данным, 2,9 млрд рублей.
 
С момента образования пригородные пассажирские компании фактически оказались в роли бедных родственников, для которых нет денег ни у материнской компании, РЖД, ни у регионов-соучредителей, ни у государства. Например, федеральный бюджет в 2013 году выделял ППК 25 млрд рублей дотаций, в 2014-м в госказне заложено примерно столько же - 24,5 млрд. Но в дальнейшем финансирование пригородных перевозок будет сворачиваться. Как известно, в последние годы федеральный бюджет у нас верстается трехлетним. Так вот, в 2015-м в нем предусмотрено на субсидирование электричек 5,9 млрд рублей, а в 2016-м не заложено вообще ни копейки. Не исключено, что под давлением социального недовольства в регионах, где сокращается число поездов, государство изменит свою политику, но на данный момент она такова. 
 
Что касается участия в финансировании пригородных перевозок региональных администраций, то прежде всего надо упомянуть вот о чем. В России в силу финансового централизма нет ни одного субъекта Федерации, за исключением Калмыкии, бюджет которого не был бы дефицитным. Дефицит воронежского облбюджета-2014 - 11,5 млрд рублей, и он максимален за все время, начиная с 2009 года. На 1 декабря долги Воронежской области со всеми ее муниципалитетами составляли почти 22 млрд. Обслуживание задолженности обходится в 1 млрд рублей ежегодно. А поскольку на облбюджете и так висит масса социальных обязательств, дополнительную нагрузку в виде исполнения всех хотелок РЖД и ППК «Черноземье» он не тянет.
 
Если рассматривать хотелки, то с 2011-го по 2014 год они выросли в 37 (!) раз - с 12 млн до 440 млн рублей. Вот позиция ППК «Черноземье», которую компания неоднократно за последнее время обнародовала. Себестоимость проезда одного пассажира на электропоезде составляет 55 рублей 39 копеек с учетом льготного коэффициента на услуги инфраструктуры в размере 0,65 и около 25 рублей за десять километров при коэффициенте 0,01. По решению правительства России заказчиком пригородных перевозок является субъект Федерации. Им и устанавливается тариф. И если тариф не покрывает себестоимость перевозки, то регион обязан недополученные доходы возместить. Воронежское областное правительство установило его в размере 14 рублей. Отсюда, по расчетам железнодорожников, и получается 440 млн рублей. В облбюджете-2014 заложена сумма в 80 млн, но чиновники, вроде бы, обещали ее удвоить.
 
В целом накопленная задолженность пригородных компаний перед ОАО «РЖД» на конец 2013 года, по версии монополии, превышала 30 млрд рублей. Из них на воронежский бюджет железнодорожники вешают около 1 млрд. Для сравнения: Белгородской области они инкриминируют 550 млн, Тамбовской - 517 млн, а Липецкой - 520 млн рублей.
 
Региональные власти, в свою очередь, упирают на непрозрачность расчетов железнодорожников, которые и правда не раскрывают структуру себестоимости пассажирских перевозок. С точки зрения здравого смысла, рост их хотелок в 37 раз действительно выглядит грабительски, на что, собственно, и обратил внимание воронежский губернатор Алексей Гордеев, когда в середине января обрушился на РЖД с критикой. «На нас оказывается давление с использованием монопольного положения со стороны ОАО «РЖД», - сказал Гордеев журналистам. - Связано все только с одним - чтобы мы нашли довольно большие суммы субсидирования, чуть менее 500 млн рублей. Мы считаем такое требование абсолютно неоправданным. Во-первых, сегодня такие монополии не платят на территории регионов земельный налог. Во-вторых, мы не видим прозрачности расчетов: сколько платить за подвижной состав, за сам путь, за какие-то еще издержки. Чтобы вы понимали - нагрузка на бюджет при поддержке общественного автотранспорта раз в 30 меньше, чем при поддержке железнодорожных пассажирских перевозок».
 
Одновременно губернатор Алексей Гордеев обратился с просьбой вмешаться в непростую ситуацию к российскому премьеру Дмитрию Медведеву. Причем шум, поднятый Гордеевым и средствами массовой информации, уже принес определенные плоды. Гендиректора ППК «Черноземье» Виктора Шубина вызывали на ковер в Москву, а в конце января в Ю.-в.ж.д. начнется масштабная проверка со стороны РЖД. 
 
Гордеев тоже получил дивиденды от своего заявления - в первую очередь с учетом губернаторских выборов 2014 года. Накануне избирательной кампании, с одной стороны, он выступил на стороне народа, который страдает от отмены 13 воронежских электричек с 20 января, с другой, - обратил внимание федерального центра на необходимость корректировать его политику, а также корректировать политику РЖД. Будет правильно, если на федеральном уровне хотя бы разберутся с обоснованностью требований железнодорожников к субъектам Федерации. 
 
РЖД и ППК «Черноземье» не впервые отменяют электрички. Ранее, в августе 2012 года, ППК уже ликвидировала в макрорегионе 30 пригородных поездов, также из-за непогашенной задолженности выпадающих доходов со стороны региональных властей. Добавим сюда нынешние 48 электричек. Но по стране в целом масштабы того же бедствия поражают воображение. В 2012-2013 годах было отменено 310 поездов. А в январе 2014-го электричек, по сообщению РЖД, должно было стать на 92 меньше. Фактически нужно констатировать массированный сброс государством и госкомпанией-монополистом социальных обязательств в сфере перевозки пассажиров, который, безусловно, отразится на экономике, поскольку отрицательно скажется на мобильности трудовых ресурсов. 
 
Но электрички - не единственное направление, в котором воронежский власти и железнодорожники пока не нашли общего языка. Достаточно вспомнить подвисший проект строительства вокзала «Воронеж-3», реализацию которого лоббировали в администрации и бывшего губернатора Владимира Кулакова, и действующего Алексея Гордеева.