Не все из них имеют однозначно отрицательный характер: например, к концу 2014 года Федеральная таможенная служба отметила снижение импортных закупок изделий из черных и цветных металлов почти вдвое (в 1,9 раза), что говорит не только о падении спроса, но открывает новые возможности для отечественных производителей в рамках имортозамещения.
Положение дел в отрасли мы решили рассмотреть на примере воронежской компании «Металлопрофиль» – регионального лидера в этом сегменте.
На вопросы 36on.ru о предприятии и о том, как оно живет в период кризиса, ответил директор завода Сергей Солдатов.
Завод «Металлопрофиль» – один из крупнейших производителей металлопродукции в Центральном Черноземье. Специализация – выпуск материалов из тонколистовой стали, включая металлочерепицу, профнастил, сайдинг, водосточные системы. Мощность производства – порядка 50 тысяч квадратных метров оцинкованного проката в день.
Производительность по итогам 2014 года составила 34 тысячи тонн. Для сравнения, весь Северо-Кавказский федеральный округ производит только 14,2 тысячи тонн.
Со времени открытия предприятия в 1996 году география поставок распространилась с Воронежской области на Липецк, Белгород, Курск, Орел, Брянск, Ростов-на-Дону, Волгоград, Тамбов, Москву, Сочи. Филиальная сеть продолжает развиваться.
О рынке
– До 2013 года рынок изделий из тонколистовой стали демонстрировал стабильный рост. По итогам 2013-2014 годов – развитие замедлилось, но всё-таки прирост у завода есть.
Наша политика последних лет – активно идти в регионы, развивать филиальную сеть. В зависимости от ситуации это может быть просто офис продаж, либо офис со складом, либо офис со складом и производством. Имеет значение удаленность потребителя от производства. Чем дальше, тем сложнее бороться с конкурентами.
К нам активно стучатся с предложениями из Белоруссии, видимо, связано с тем, что у азиатского металла серьезно возросла цена – и теперь многие переориентируются на Россию.
О компании «Металлопрофиль»
– Предприятие начинало в 1996-м как дилер финской продукции – металлочерепицы Ruukki. В регионе не было тогда никого, кто бы поставлял такую продукцию. Но позже мы пришли к выводу, что имеет смысл организовать свое производство.
Первое оборудование было запущено в 2005 году – это был станок по производству листового проката. Мы смогли предложить потребителям лучшую цену, поэтому постоянно не хватало материала – настолько был высокий спрос, который сохраняется и теперь. Пришлось постоянно расширять производство, строить новые корпуса. Сейчас на головном предприятии в Воронеже их 5, идет строительство еще одного. Все цеха забиты оборудованием – новым, современным, с минимальным использованием ручного труда.
В результате кровля в регионе в 9 случаях из 10 – нашего производства.
О продукции
– Наша металлочерепица сделана по образцу финской и не уступает ей по качеству – тем более, что и сырье мы закупаем в Финляндии. Но получается совсем не та цена, которая была при импорте готовой продукции – собственное производство дало возможность значительно опустить ценник. Кроме того, раньше, чтобы предоставить покупателю то, что его интересует, требовался месяц. Теперь клиент может получить свой заказ в течение 1-2 дней, даже если его нет на складе.
Три года назад появился интересный материал: металл, внешне похожий на дерево – доску, бревно. На строительной выставке люди не могли поверить на слово, что это не дерево – подходили, чтобы постучать и проверить.
Что касается цветов, то в Воронежской области популярен красный и его производные – вишневый, винный, а также коричневый и зеленый. В Краснодарском крае предпочитают синий. Причем эти предпочтения распространяются и на жилые дома, и на промышленные объекты. В целом наш потребитель придерживается консервативных взглядов при выборе расцветки, не любит яркого, ограничивается черным, зеленым. Хотя линейка продукции предлагает практически любой цвет – хоть персиковый, хоть мандариновый.
О конкурентах
– Когда мы начинали – были на рынке одни. А теперь в Черноземье заходит Москва и Московская область. Поначалу они обходились без производства на месте, но, глядя на нас, стали вкладываться в регион. Мы цивилизованно общаемся, мы не враги, по каким-то направлениям работаем вместе. Поскольку сегмент достаточно узкий, случайных людей здесь нет.
Конечно, конкуренты пытаются развивать свою дилерскую сеть, свою клиентскую базу в том числе и за счет наших покупателей, но мы к этому готовы – ведь клиент это главное. И мы никогда не опускаем планку, стараемся быть гибкими по отношению к клиенту – подходим к его запросам с пониманием и готовы к нестандартным решениям. Степень доверия такова, что старые клиенты остаются и приходят новые. Мы понимаем, что оступиться один раз – как уронить вазу. Потом будет тяжело восстанавливать отношения.
О кризисе
– В нашей стране это не первый кризис. Переживали и раньше, переживем и теперь. Санкции на нас никак не отразились, но влияет подорожание валюты, которой мы платим за сырье. Пришлось поднять цены – но подняли не на тот же процент, который теряем, решили умерить свои аппетиты. Мы все видим, что происходит с курсами валют. Сегодня курс евро в районе 70 рублей, а по прогнозам банка, с представителями которого мы сегодня общались, к концу года евро достигнет отметки 90 рублей.
Понимаем, что ситуация резко не улучшится, но мы – закаленные ребята, ведь наш товар сезонный, поэтому маленький кризис мы переживаем каждый год. Большая часть наших потребителей – в частном малоэтажном строительстве, с конца каждого года до марта – спад. Сейчас наше затишье совпало с общим кризисом. В связи с этим мы пересматриваем закупки сырья, сокращаем запас неходовых позиций. Притормозили планы по приобретению нового оборудования. В последнее время пересматриваем вопросы по развитию – уделяем внимание уже открытым офисам – появилась возможность больше заботиться о качестве работы.
Вопрос по расширению производства и поставок остается острым. Но не идет даже речи о сокращении сети, планы – грандиозные, хотим сделать очень многое. И конечно, будем развивать производство за пределами Воронежа – одна только логистика подталкивает к тому, чтобы расширять присутствие в регионах.
На правах рекламы.