В этом году на форум приехали более 200 экспертов из 15 регионов России. Почетными гостями мероприятия стали: Александр Гусев, губернатор Воронежской области; Вадим Кстенин, мэр Воронежа; Кирилл Холопик, руководитель аппарата Национального объединения застройщиков жилья; голландский архитектор Маркус Аппенцеллер, директор бюро MLA+; Владимир Астанин, председатель Союза Строителей Воронежской области.
- Нам выпала честь заниматься такой серьезной темой - принятием генерального плана города, с которым мы будем жить долгие годы. К вопросу мы должны подойти основательно и сделать это так, чтобы генплан укладывался в требования федеральных структур относительно нового пространственного развития регионов, - отметил организатор форума, Глава Группы компаний Хамина, девелопер Евгений Хамин.
Ключевым событием форума «Воронеж BUILD 2019» стала пленарная дискуссия «Генеральный план Воронежа - взгляд из будущего». Первые лица региона и мировые эксперты строительной отрасли обсуждали, каким будет город через 10-20 лет, как сделать его удобным для жизни и еще более экономически эффективным.
- Развитие застроенных территорий - ответственный процесс. Сейчас мы сконцентрированы на том, чтобы замещать аварийное жилье новым жилым фондом. Вот здесь нужен взвешенный подход. Я думаю, что нам нужно часть территорий, которые сейчас выводятся из-под ветхого жилья, оставлять в качестве общественных пространств (скверы, спортивные площадки).
В центре Воронежа есть дефицит земли под социальные объекты, это необходимо учитывать в рамках развития города. Нужно ли окружать промышленные зоны жильем? Думаю, вполне возможен вариант жилья арендного плана в особых экономических зонах. Главное: сделать так, чтобы транспортная доступность всех городских территорий была комфортной. Расширять ли административные границы города? Я бы не спешил с такими решениями: статус городских и сельских территорий достаточно размыт; поселки могут потерять преференции - тарифы на энергоресурсы.
- Краснолесный входит в состав Воронежа. Люди потеряли определенные льготы и не получили сервис городского уровня. Мы сейчас прикладываем максимум усилий, чтобы такие отдаленные территории развивались, несмотря на все инженерные и транспортные неудобства. В самом городе много бывших промзон, военных складов - их назначение нужно менять.Раньше это были окраины, а теперь они оказались недалеко от центра Воронежа. Несколько лет назад мы разработали стратегический план развития улично-дорожной сети, сейчас этот документ находится в активной стадии реализации. Строительство Остужевской развязки - мега-проект, который начнется в этом году; расширение ул. Острогожской - мкр-н Шилово развивается, потом этот проект ляжет в основу кольцевой дороги. Соединение ул. Шишкова с ул. Тимирязева - первый шаг в разгрузке транспортной системы Северного р-на. В 2020 г. - строительство дублера Московского проекта.
Разработчиком генерального плана Воронежа стал Научно-исследовательский и проектный институт Генплана Москвы. Заместитель директора Александр Колонтай рассказал, как принимались решения при составлении генерального плана столицы Черноземья:
- Воронеж - это алмаз, который нужно гранить. После анализа большого количества рейтингов (по устойчивому развитию, качеству среды и др.) мы видим, что это «крепкий середнячок». Какие амбиции у города: выйти в лидеры или остаться в середине, решая частные проблемы?В процессе исследования мы обнаружили, что если совместить зону расселения и центр, где концентрируются рабочие места, то получается практически идеальный город. В этом плане Воронеж очень похож на Вену. Столица Австрии занимает первое место в рейтинге городов с высоким качеством жизни. Но разница есть: там, где находится ядро города, сейчас промзоны. Что такое Воронеж в будущем? Это компактный город в развитой агломерации.