Вчера, 14 февраля, администрация Воронежа передала переход у цирка, ставший объектом споров между представителями власти и малого бизнеса, в концессию ООО «Меридиан». Стороны подписали соглашение, которое будет действовать в течение 20 лет.
Из-за чего произошел конфликт интересов, как власти искали компромисс, почему понадобилась реконструкция пешеходного перехода и как концессия повлияет на дальнейшую судьбу предпринимателей, в интервью журналистам 36on.ru рассказал заместитель главы администрации Воронежа Алексей Антиликаторов.
– Расскажите, пожалуйста, предысторию вопроса. Почему торговля, которая велась в переходе у цирка более 20 лет, вдруг оказалась вне закона?
– До 2015 года предприниматели размещались в переходе по договорам аренды имущества, которые были заключены в стародавние времена с управлением имущественных и земельных отношений. Они заключались без аукциона, напрямую. Оценка была явно устаревшая – порядка 11 рублей за квадратный метр в месяц. Цена явно занижена для центра города и для такого проходного места. Сейчас такой ситуации нет. Если это нестационарный торговый объект, то необходимо заключать договоры с управлением предпринимательства и потребительского рынка. Если это имущество, то необходимо проводить аукцион. В 2015 году в ходе разбирательств договора были расторгнуты. До настоящего времени все объекты, которые стоят в подземном пешеходном переходе, незаконны.
– Когда перед администрацией встал вопрос о дальнейшей судьбе перехода, почему из всех возможных вариантов была выбрана передача объекта в концессию?
– Перед нами всегда стояла дилемма – что же делать с подземным пешеходным переходом? Было три сценария. Первый и самый простой – вложить бюджетные деньги и отремонтировать пешеходный переход, но при этом зачистить всю торговлю. Второй вариант – отдать в аренду. Он не выгоден для нас, потому что мы не можем обязать арендатора сделать капитальный ремонт. Плюс оставляем риски по управлению имуществом за собой, чего не скажешь о концессии. Поэтому мы выбрали третий сценарий. Плюс ко всему, при концессии можно достаточно четко прописать условия по реконструкции.
– В чем заключается необходимость реконструкции пешеходного перехода?
– Внешний вид в неудовлетворительном состоянии. Любой воронежец или гость города, который заходит в этот переход, приходит от него в ужас: облезлые стены, висящие провода, как следствие – ответ на вопрос «Соблюдается ли пожарная безопасность?» совершенно неясен. Там нет вентиляции и пожарной сигнализации. Мы знаем, что несущие конструкции довольно изношены. Плюс есть сомнения в коммуникациях, которые проложены в полу и стенах. Комплекс планируемых работ был нами оценен в общую сумму порядка 60 млн рублей. Учитывая достаточно дефицитный бюджет городского округа, мы приняли решение предложить предпринимателям взять затраты на себя путем проведения конкурса на концессию.
– Какова была реакция предпринимателей?
– Мы позвали активистов с подземного пешеходного перехода, рассказали, что будет концессия. Безусловно, они настаивали на аренде. Мы объяснили, каким образом можно поучаствовать в конкурсе на концессию. Предложили создать юридическое лицо – объединение предпринимателей подземного пешеходного перехода и выйти на конкурс. После этого, в моем понимании, предприниматели разделились на два лагеря. Почему так произошло, я не знаю. В итоге объединение предпринимателей появилось, но в него вошло менее 50% всех торговцев, которые в итоге и решили, что концессия недопустима: «Дайте нам в аренду». Все три встречи, которые проводились с активом, сводились к тому, что Александр Гусев просил: «Дайте, пожалуйста, ваши предложения. Мы их учтем. Может, поменяем решение». В ответ мы слышали только голословные обвинения, что концессия – это «способ передела», это «плохой механизм», «мы готовы платить больше». Итог мы знаем: они не приняли участие в открытом конкурсе. Это странно. Если человек или группа людей чего-то хочет, они ищут любые способы, чтобы этого добиться.
– Но компромисс все же найден был?
– Да. Концессионер дал нам гарантии: во-первых, что те, кто стоит там сейчас, не будут одномоментно демонтированы. Во-вторых, они будут иметь преимущественное право на заключение договора, как и просили предприниматели, по цене арендной ставки не выше 1300 рублей за квадратный метр (сейчас цена на 200 рублей выше – прим. ред.). Планируется еще одна совместная встреча предпринимателей и концессионера. Еще раз расставим все точки над «i».
Реконструкция будет поэтапная. В конкурсной документации мы прописали, что она должна занимать не больше двух лет и не должна препятствовать основному назначению перехода, то есть транзиту людей. Поэтому каким-то предпринимателям на время реконструкции придется уйти, пока эту часть делают, потом они смогут вернуться. Это логично. Как сделать по-другому, не убирая их с мест?
– Что делать тем, кто не согласен с концессией?
– Места хватает на всех. Но если предприниматели продолжат политику обвинений, я думаю, они просто в силу своей неконструктивной позиции не смогут услышать концессионера. Переход уже у него. Теперь это его хозяйственная деятельность.
– Есть ли такая вероятность, что на решение некоторых предпринимателей повлияло депутатское вмешательство?
– То, что определенные депутаты были заинтересованы в конкретном результате по пешеходному переходу – чтобы ничего не изменилось или был договор аренды без всяких обязательств – это факт. Давали ли они какие-то обещания предпринимателям, я не знаю. Но в публичной плоскости мы видим, что было использование депутатского ресурса конкретными личностями для того, чтобы убедить, что они окажут воздействие на администрацию, которая пытается сделать объект лучше. На самом деле странно. В этот момент депутаты ведут себя, как заинтересованные предприниматели, а не как люди, которые должны заботиться о воронежцах. Такая однобокая позиция. Поэтому, наверное, да, депутатское вмешательство тут тоже сыграло какую-то роль.
– Когда воронежцы смогут увидеть обновленный пешеходный переход?
– Договор уже подписан, залог в 5 миллионов рублей поступил. По условиям конкурса на срок действия концессионного соглашения вносится эта сумма. Это делается на тот случай, если инвестор не исполнит свои обещания по проведению экспертизы инфраструктуры, реконструкции, оборудованию подъемников и спусков для людей с ограниченными возможностями. Если этого сделано не будет, мы оставим себе эти 5 миллионов залога и расторгнем договор. Этим и хороша концессия. Это гораздо более предсказуемо и более четко регламентировано, чем аренда.
У концессионера будет два года на то, чтобы мы увидели совершенно новый переход. За соблюдением внутренних сроков также будем следить. Порядка трех месяцев понадобится на экспертизу – надо делать инструментальное обследование перехода, нужно проверить прочность несущих конструкций, состояние коммуникаций после подтопления в 2013 году. Три месяца уйдет на проект. Еще около месяца – на государственную экспертизу проекта. После этого начнутся ремонтные работы. Те эскизы, которые были представлены ООО «Меридиан» на конкурс, обязательны к исполнению.
– Помимо красивого перехода, от которого жители и гости Воронежа не будут приходить в ужас, что еще получит город?
– В городскую казну каждый год будет поступать 6,6 млн рублей концессионной платы. Плюс налоги, в размере около 180 тысяч рублей в месяц. До этого мы имели ноль целых, ноль десятых. Косвенный доход в бюджет, таким образом, составит 2 млн рублей в год. Но самое главное – это инвестиции в капитал, инвестиции в изменение подземного пешеходного перехода. Вот, что для нас самое главное. Переход не может продолжать свое существование в том виде, в котором он существует сейчас.
– Планируется ли реконструкция других пешеходных переходов?
– Да. Этот вопрос будет вынесен на Думу. На заседании профильной комиссии по предпринимательству будет принято совместное решение с депутатами.
В ближайшее время нужно решить судьбу подземных переходов у Политеха и ЮВЖД, на улицах Димитрова и Ворошилова. Первый, скорее всего, отремонтируем за бюджетный счет и не будем туда пускать торговлю. Что касается остальных, то будем выяснять, в каком они состоянии, рассматривать разные варианты, просчитывать экономику – что нам выгоднее. Пока можно сказать, что торговля точно останется в переходе у цирка. По остальным решение будет принято по итогам работы специальной межведомственной комиссии, в которую войдут представители МЧС, Роспотребнадзора и городской администрации. С точки зрения пожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства надо понять, что нужно вкладывать в переход, выяснять, что хотят предприниматели. Пока во всех трех объектах, как и в переходе у цирка, торговля ведется незаконно.
Фото - Анна Вотинова.